Версия для слабовидящих
Детская школа искусств № 10
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Русские народные промыслы. Задания для обучающихся (Преподаватель Демьянкова О. А.)

Демьянкова О. А. — 89208454713

Лепка пасхального яйца на подставке из глины

ВИДЕОУРОКИ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ В НАШЕЙ ГРУППЕ ВКОНТАКТЕ

ГРУППА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ № 10 ВКОНТАКТЕ ПЕРЕЙТИ

Задание:

выполнить на альбомном листе (А4) «Борецкую» или «Ракульскую» роспись на выбор. Прошу Вас сначала сделать эскиз в карандаше и отправить мне фото изображения. Телефон: 8 920 845 47 13, ссылка на аккаунт ВК: https://vk.com/demyankovss. Если понадобится коррекция-исправляем, если всё хорошо-приступаем к цвету.

Перед выполнением ознакомьтесь с материалами ниже

Ракульская роспись

Ракульская роспись — русский народный промысел Красноборского района Архангельской области. Роспись получила название от реки Ракулки (приток Северной Двины). В росписи главную роль играет золотисто-охристый и чёрный цвета, а сопутствуют зелёный и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном в виде листьев, кустиков и птиц (сороки, курицы). Чёрным цветом исполнен не только контур, но и детали. Промысел возник в середине XIX века.

СМОТРЕТЬ ВИДЕОРОЛИК

Борецкая роспись

Бо́рецкая роспись — русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует с XVIII века. Вначале, как видно, существовал один центр росписи — село Борок (Шенкурский уезд) в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI—XII веках). Впоследствии отпочковались ещё два центра: с «пучужской росписью» (центр — в бывшем селе Пучуга, в 25 километрах выше от пристани Борок) и «тоемской росписью» (ещё выше по течению Двины — деревня Жерлигинская). Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зелёный, коричневый, оранжевый, жёлтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся чёрным контуром. Символ борецкой росписи — Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.

СМОТРЕТЬ ВИДЕОРОЛИК

Информация для повторения

МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ. ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ

Смотреть видеоролик

Мезенская роспись отличается от других видов росписи. В ней ярко проявляются архаичные представления о мире древних людей. Еще одной особенностью является то, что роспись выполнялась исключительно мужчинами.
В последние годы, изучение Мезенского письма получило большое распространение в детских садах, школах, студиях. В нашей школе, мы с удовольствием изучаем и воплощаем на деревянных изделиях эту необыкновенную, ни на что не похожую «Мезенскую роспись».
Мезенская роспись буквально «пропитана» природными знаками, символами и невероятной гармонией небесных и земных сил.
Семена, шишки, плоды, заключенные в древние ромбические фигуры, — символы плодородия. Эти знаки присущи многим народам мира. Круговые и крестообразные знаки — символы огня, древние обереги.
Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником громовика Ильи-пророка (древний аграрно-охотничий культ). Конь дополнительно несет солнечное значение. По верованию древних он возносит Солнце на небо каждое утро.

Конь дополнительно несет солнечное значение. По верованию древних он возносит Солнце на небо каждое утро.

Образ птицы в фольклоре имеет особое значение. Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка. Утка особая птица — она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей. Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство.

Мезенская роспись — одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.
Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.
Ареал Мезенской росписи весьма обширен. Кроме бассейна Мезени с Вашкой, он включает на западе районы Пинеги и нижнего течения Северной Двины до Онежского полуострова, а на востоке — бассейны Ижмы и Печоры. Здесь можно найти прялки с мезенской росписью не только из Палащелья, но и из других деревень.

Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов говорил: “Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов”.

Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше. Мезенская роспись — одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. 

Короба Анастасия «Мезенская роспись» ДШИ №10 Преподаватель Демьянкова О.А.
Буракова Мария «Мезенская роспись» ДШИ №10 Преподаватель Демьянкова О.А.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ. ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ

Смотреть видеоролик

Городецкая роспись — это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России.

Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. Кони всегда изображаются в профиль, а люди — только анфас. И все это — в окружении роскошных цветочных гирлянд.
Городецкая роспись символична. Конь в ней — символ богатства, птица — символ счастья, а цветы — здоровья и процветания в делах. Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан. Но от того что изображалось все это крестьянскими художниками, создался чрезвычайно своеобразный стиль росписи, в котором помпезность и вычурность городских элементов наивно перемешаны с простодушием и искренностью, свойственными простому народу.
Название «Городецкая роспись» пошло от названия древнего русского города Городец, что стоит в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Город был основан еще в 1152 году Юрием Долгоруким. Яркая, лаконичная роспись (жанровые сцены, фигурки коней, цветочные узоры) выполняется свободным мазком с черной и белой графической обводкой. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные декоративные образы птиц и животных. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращённые друг к другу.
Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей весёлыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приёмов.
Поле росписей городецкие мастера щедро усеивают цветами (ромашками, купавками, розами), целыми их букетами и гирляндами. А иногда, где уместно, используется мотив пышного занавеса со шнуром.
В росписи используются контрастные яркие цвета: зелёный (яркий), красный (напряжённый), синий (глубокий) и еще больше подчеркивающий декоративность мотивов чёрный цвет.

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ. ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ

Смотреть видеоролик

Хохлома является стародавним русским народным промыслом, который зародился в округе Нижнего Новгорода в XVII веке. Хохломская роспись представляет собой один из видов декоративной росписи, которая наносится на деревянные изделия – чаще всего это посуда и мебель. Роспись выполняется черными и красными красками на золотистом фоне, или наоборот – на черном фоне присутствует золотистый или красный рисунок. Для оживления узора допускается использование желтых, коричневых и зеленых цветов. Интересно, что при выполнении росписи на дерево наносят вовсе не золотой порошок, а серебряный оловянный, после чего дерево покрывают специальным составом и несколько раз обрабатывают в печи, получая, таким образом, медово-золотистый цвет, который придает легким деревянным изделиям эффект массивности. Традиционными элементами хохломской росписи являются веточки и цветы, ягоды земляники и рябины. Нередко встречаются звери, птицы и рыбы.

История возникновения хохломской росписи до сих пор остается загадкой. Существует множество теорий и версий возникновения хохломы, но наибольшее распространение получили следующие две теории. По одной из них считается, что первыми начали окрашивать деревянную посуду «под золото» старообрядцы, жившие в лесном Заволжье, и хохломская роспись, как промысел зародилась именно у них. В давние времена в небольших деревушках, скрытых в глухомани лесов, проживало немало утеклецов – людей, которые спасались от гонения за «старую веру». Многие из этих старообрядцев были иконописцами или мастерами книжной миниатюры, которые привезли с собой рукописные книги с яркими картинками, древние иконы, каллиграфию кистевого письма, тонкое живописное мастерство и богатейшие образцы растительного орнамента. Местные мастера в свою очередь непревзойденно владели токарным мастерством, передавая из поколения в поколение искусство объемной резьбы и навыки производства посудных форм. Так, в начале XVIII века лесное Заволжье превратилось в настоящую художественную сокровищницу. Хохломское искусство унаследовало от местных заволжских мастеров уникальные формы токарной посуды и гибкую пластику резных форм ложек и ковшей, а от иконописцев – мастерство живописной культуры, а также секрет создания «золотой» посуды без использования золота. Однако существуют и другие документы, которые свидетельствуют о том, что имитация «позолоченного» дерева, очень близкая по духу хохломскому искусству, зародилась еще до появления старообрядчества в 1640-х годах. Еще в те времена ремесленники, проживающие в больших нижегородских селах Мурашкино и Лысково, а также в маленьком селишке Семеновское (ныне г. Семенов, являющийся одним из центров хохломы), изготавливали деревянную утварь – блюда, ковши, братины, окрашенные при помощи оловянного порошка. Считается, что этот способ окраски деревянной посуды сложился из местных поволжских традиций посудного ремесла и был прародителем хохломской росписи.

Дунец Татьяна Хохломская роспись. ДШИ №10 преподаватель Демьянкова О.А.
Дёмичева Марина ДШИ №10 преподаватель Демьянкова О.А.