Версия для слабовидящих
Детская школа искусств № 10
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Классическое отделение. Фортепиано. Скрипка. Задания для обучающихся. (Преподаватели: Л.В.Федорова, А.Н.Андронова, М.А.Дерова, Н.М.Налимова, Л.А.Булынина, Н.Т.Мордовина, Г.И.Куц, Г.З Петровицкий, Т.Б.Кириллова, В.П.Воронова, Е.В.Коренец, И.И.Середа, Е.В.Буянова)

ФОРТЕПИАНО

Домашнее задание  для учащихся отделения фортепиано

1.Укремляем иммунитет

2. Следуем советам врачей

3. Держим связь с преподавателем используя приложения Viber и WatsApp.

4. Учим программу, экзамены будут!

5. Музицировать дома любимые и новые композиции, петь и танцевать хорошую, позитивную музыку.

6. А если вам все еще скучно, вот список прекрасной музыки, которая вас обогатит духовно и эмоционально:

Младшие классы:

        Тема 1. Звуки музыкальные и шумовые, свойства музыкальных звуков

Беседа о предмете. Характеристика музыкального звука: высота, длительность, окраска(тембр), громкость(динамика), регистр. Главная отличительная особенность музыкальных звуков от шумовых.  Дети учатся внимательно относиться к звуку, сосредотачиваться на нем, а также слушать тишину.

Музыкальный материал:  Григ Э. сюита «Пер Гюнт» «Утро»; Колокольная музыка;  Моцарт В.А. опе­ра «Волшебная флейта» Тема волшебных колокольчи­ков;  Чайковский П. балет «Щелкунчик» «Танец феи Драже», «Детский альбом» «Утренняя молитва», «В церкви».

 Тема 2.Музыка о животных

Знакомство с новыми композиторами. Семантика птиц в музыке. Средства музыкальной подражательности и изобразительности (тембральные, фактурные, интонационные). Современные методы передачи птичьего пения (магнитофонные записи и воспроизведение на музыкальных инструментах).

 Музыкальный материал: Алябьев А. романс «Соловей»; Глинка М.  песня «Жаворонок»; Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки»;  Римский-Корсаков Н. «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка»; Чайковский П.романс «Песня жаворонка»; Григ Э.«Птичка»; Дакен Л.«Кукушка»; Равель М.«Печальные птицы»; Рамо Ж. «Курица», «Перекликание птиц»; Римский-Корсаков Н.«Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»; Барток Б. «Медвежий танец»; Бетховен Л. песня «Сурок»; Гайдн Й. Симфония №82 «Медведь»; Дебюсси К.«Золотые рыбки»; Сен-Санс К.«Карнавал животных»; Шуберт Ф. «Форель»; Мессиан О. «Каталог птиц».

 Тема 3. Музыкальные цветы

Знакомство с новыми композиторами. Семантика цветов в музыке (цветок — аллегорическое воплощение определённого эмоционального состояния). Восприятие цвета — синестезия у композиторов (Римский-Корсаков; Скрябин; Сибелиус).

Музыкальный материал: Бородин А.  Хор «На безводье…» из оперы «Князь Игорь»; Рахманинов С.  романсы «Сирень», «Маргаритки», «Речная лилея»; Григ Э.  романсы «Розы», «Весенний цветок», «С водяной лилией»; Дебюсси К.  прелюдия «Вереск»; Мендельсон Ф. дуэт «Полевые цветы»; Тайефер Ж. цикл «Цветы Франции»; Шуман Ф. романс «Лотос»; Пуленк Ф. цикл «Каталог цветов».

 Тема 4. Время суток

Знакомство с новыми композиторами. Общее и различное в трактовке одного времени суток разными композиторами (образное содержание, средства музыкальной выразительности). Музыкальная фантастика. Новые жанры: симфоническая картина, сюита, жанры «ночной музыки» (колыбельная, серенада, ноктюрн).

Музыкальный материал: Мусоргский М.«Рассвет на Москва-реке», «Ночь на Лысой горе»; Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»; Даргомыжский А. Хор «В полночь леший»; Рахманинов С. романс «Утро»; Абаза А. романс «Утро туманное»; Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»; Гершвин Дж. «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс»; Дебюсси К. «Лунный свет», «Прерванная серенада»; Моцарт В. «Маленькая ночная серенада»; Шуберт Ф.«Серенада» из цикла «Лебединая песня»; Фильд Дж.. «Ноктюрн»; Шопен Ф.«Ноктюрн».

Тема 5. Музыка стихии огня

Стихия огня в музыке. Роль ритма, мелодии и фактуры в изображении стихии огня.Соединение традиционно-жанровых признаков (ритм танца, стремительность движения и др.) с тематизмом пространственно-живописного характера (фактура и тембр).

Музыкальный материал: Стравинский И. балет «Жар-птица»; Григ Э. сюита « Пер-Гюнт» « Утро»; Римский-Корсаков Н. опера «Садко» Пляс золотых рыбок; Дебюсси К. «Золотые рыбки».

 Тема 6. Музыка воды

Вода в музыке — воплощение времени и пространства. Мелодика — основной элемент музыкальной речи для визуального изображения водного пространства (извилистый берег, обрыв и т. д.), роль ритмического начала (бурный стремительный поток или спокойная вода). Трактовка оркестра. Жанр: баркарола. Три физических состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное) — три музыкальных эмоции (поток-энергия, лёд-оцепенение, туман -таинственное, неясное).

Музыкальный материал: Даргомыжский А. песня «По камушкам» из оперы «Русалка»; Лядов А.Волшебное озеро»; Рахманинов С. романс «Весенние воды»; Римский-Корсаков Н. «Шахеразада»,  Хор  «Окиян-море  синее»  из  оперы  «Садко»; Чайковский П. «Баркарола» из цикла «Времена года»; Дебюсси К. прелюдии «Отражения в воде», «Паруса», симфоническая поэма «Море»; Равель М. «Игра воды», «Лодка в океане»; баркаролы Ф. Мендельсона и Ф.Шопена; Шуберт Ф. «В путь» из цикла «Прекрасная мельничиха»; Танеев С. романс «Сталактиты»; Бриттен Б. романс «Туман»; Абаза А. «Утро туманное».

Тема 7. Музыка ветра

Ветер в музыке, как символ непостоянства, смятения и свободы. Средства музыкального языка, которыми композиторы пользуются для создания нужного эффекта.

Музыкальный материал: Мусоргский М. романс «Ветер перелётный»; Римский-Корсаков Н. романс «Не ветер вея с высоты»; Дебюсси К. прелюдии «Ветер на равнине», «Что видел западный ветер», «Ароматы и звуки в вечернем воздухе реют»; Лист Ф.«Гроза» из цикла «Годы странствий»; Шуберт Ф. хор «В бурю».

Тема 8. Времена года

Знакомство с композиторами, страной и эпохой, в которых они жили. Музыкальные  средства (тембральные, фактурные, динамические, ритмические), которыми композиторы достигают звукоизобразительных эффектов. Определения   жанров:   опера,   оратория,   симфония,   концерт, инструментальная пьеса и романс.

Музыкальный материал: Чайковский П. Цикл «Времена года», Симфония №1, 1 часть; Вивальди А.   Концерт «Времена года»; Гайдн Й. Оратория «Времена года»; Римский-Корсаков Н. Хор «Прощай масленица» из оперы «Снегурочка»; Рахманинов С. Романс «Весенние воды»; Дебюсси К. Прелюдия «Шаги на снегу»; Григ Э. Пьеса «Весной».

Старшие классы:

Тема 1. Звуки Италии златой

Путешествия и обучение композиторов в Италии, их впечатления о венецианском карнавале. Особенности и жанры итальянской музыки и их проникновение в сочинения неитальянских композиторов.

Музыкальный материал: Глинка М. «Венецианская ночь»; Пуленк Ф. сюита «Неаполь»; Гуно Ш. «Венеция»; Таррега Э. «Венецианский карнавал»; Ляпунов С. «На лагунах Венеции»; Берлиоз   Г.   «Римский   карнавал»;   Мендельсон   Ф.   «Песня венецианского гондольера».

     Тема 2. Страна фламенко и корриды

Путешествия композиторов в Испанию. Испанские танцы, их ритмические, интонационные особенности. Гитара и кастаньеты.

Музыкальный материал: Альбенис И. (гитара); Глинка М. «Воспоминания о летней ночи в Мадриде»; Балакирев А.«Испанская песня»; Шабрие Э. «Испанская рапсодия»; отрывки из оперы Бизе Ж. «Кармен»; Де Фалья «Испанский танец», «Андалузия».

   Тема 3. Музыкальные унгаризмы

Композиторы-венгры. Жанры венгерской музыки, её ритмические, интонационные и ладовые особенности в XIX и XX вв. Стиль «вербункош» и подлинная венгерская музыка Бартока Б..

Музыкальный материал: Лист Ф. «Венгерские рапсодии», симфоническая поэма «Венгрия»; Брамс И.«Венгерские песни»; Бартбк Б. «Венгерские танцы».

    Тема 4. Славянские мелодии

Славянские  композиторы.   Возникновение  в  XIX  веке интереса к фольклору, сборники народных песен.  Элементы национального музыкального языка в сочинениях композиторов.

Музыкальный материал: Дворжак А. «Славянские танцы»; Глинка М. «Камаринская»; Шопен Ф. мазурки, полонезы; Римский-Корсаков Н. «Снегурочка»; Лядов А. «8 русских народных песен»; Чайковский П. «Майская ночь».

      Тема 5. Музыка из Нового Света.

Влияние афроамериканской культуры на европейскую музыкальную традицию. Спиричуэле, джаз. Проникновение элементов этнической музыки в академическую композиторскую школу: два символа Америки — Айвз и Гершвин. Великие джазовые исполнители.

Музыкальный материал:  Спиричуэле, Дворжак А. «Музыка из Нового Света»; Гершвин Дж. опера «Порги и Бесс», «Рапсодия в стиле блюз»; Хиндемит П. «Сюита 1922 г.»; записи в исполнении П. Робсона; Л. Армстронга; Э.Фицжеральд; А.Козлова.

Тема 6. Страстные бразильские ритмы

 Латиноамериканская  музыка, её ритмическая  и  жанровая самобытность. История латиноамериканских танцев в Европе.

 Музыкальный материал:   Мийо Д. «Цикл бразильских танцев»; Вилла Лобос «Воспоминания о бразильских лесах».

     Тема 7. Томного Востока песни

Как европейцы слышали Восток. Мелодические, ритмические, ладовые, тембральные особенности «восточной музыки».

 Музыкальный материал: Моцарт В. рондо «A la turca» из сонаты «A-dur»; Балакирев М. «Грузинская песня»; Бородин А. «В Средней Азии»; Дебюсси К. «Пагоды»; Балакирев М. «Пустыня»; Римский-Корсаков Н. «На холмах Грузии»; Глинка М. «Грузинская песня», отрывки из оперы «Руслан и Людмила»; Асафьев Б. «Бахчисарайский фонтан».

    Тема 8. Музыкальный Париж

        Музыкальные «заметки» о Париже разных эпох.

Музыкальный материал: Машо Г. Месса « Нотр Дам»; Гершвин Дж.   « Американец в Париже»; Ибер Ж. «Париж».

« Техномузыка »

        Тема 1. Perpetuum mobile.

История жанра. Использование определённых инструментов и приёмов игры для создания эффекта непрерывного движения.

 Музыкальный материал: «Perpetuum mobile » Паганини, Мендельсона Ф., Вебера К., Пуленка Ф., Тайефер Ж. ( II часть сонаты для арфы); Штраус И. «Вечное движение. Музыкальная шутка».

  Тема 2. Прялка для Маргариты.

Два сочинения на один сюжет. Общие и различные приёмы изобразительности, используемые композиторами.

 Музыкальный материал: Шуберт Ф. «Гретхен за прялкой»; Гуно Ш. «Маргарита за прялкой» из оперы «Фауст».

Тема 3. Музыкальная механика.

Музыкальные сочинения, изображающие механизмы и музыкальные безделушки. Особенности музыкального языка, создающие «механический» звук.

Музыкальный материал: Дебюсси К. «Забытые ариэтты» №1 «Карусель»; Куперен Ф. Ф.«Ветряные мельницы»; О. Лассо «Часы»; Гайдн Й. Симфония № 101 «Часы»; Менотти Дж. опера «Телефон или любовь втроём»; Пуленк Ф. опера «Человеческий голос»; Дакен Л.«Кукушка»; Шуберт Ф. «Шарманщик»; Лядов А. «Музыкальная табакерка».

        Тема 4.Ритмы моторов.

Машины глазами композиторов. Особый образ — особые музыкальные ритмы, звучность, композиция, тембры, фактура,  интервалика.

Музыкальный материал: Глинка М.«Попутная песня»; Онеггер А. «Пасифик 231»; Мийо Д. «Каталог сельскохозяйственных машин»; Ибер Ж. «Париж»; Шостакович Д. Симфония№7 «Эпизод нашествия»; Авраамов «Симфония паровых гудков».

Тема 5. Поющая сталь.

Впервые в истории, в XX веке фабрика (завод) становится предметом для музыкального произведения. Особый состав оркестра. Музыкальная магистраль — железная дорога как музыкальный образ.

Музыкальный материал:   Мосолов А.Балет «Сталь», «Завод»; Прокофьев.С. Балет «Стальной скок» эпизод «Фабрика»; Штейнберг М.«Турксиб»; Дешевов В. «Рельсы».

  Тема 6. Музыка для препарированных инструментов.

Что такое подготовленный рояль, как можно его трактовать и какой звучности добиваться. Особые выразительные возможности препарированных инструментов.

Музыкальный материал: Денисов Э. «Пение птиц» для подготовленного рояля и магнитофонной записи. Кейдж Дж. «Вакханалия для приготовленного рояля»; «Музыка для клавишей».

Тема 7. Электронная музыка.

Модернизация     традиционных     инструментов,     новые электрические   инструменты   и   их   звуковые   возможности. Современные методы сочинения музыки. Конкретная музыка.

Музыкальный      материал:      Экспериментальная      музыка (электроинструменты); Слонимский С.«Экзотическая сюита для двух скрипок, двух электрогитар, аккордеона и ударных»; Обухов Н. «Приветствие вселенной» (с волны Мартено); Шнитке А.«Поток» для синтезатора; Ксенакис Л. «Краанберг» музыка для оркестра и магнитофонной ленты; Котоньски В.«Этюд для одного удара в тарелку»; Лючиано Б.«Visage» (на голос наложена электронная запись); Кейдж Дж. «Fontan Mix» Реализация версии для одной магнитофонной ленты; Концерт для пишущей машинки и оркестра. Штокхаузен K).«Mikrophonie — I» для тамтама, 2-х микрофонов, 2-х фильтров и потенциометра.

Берегите себя и своих близких! До встречи!

СКРИПКА

Струнный отдел. Задания для обучающихся.

Преподаватель Киселева Е.С.

1.Повторять пройденный материал.

2.Выучить наизусть свои произведения. Прослушать их в интернете.

3.Прослушать ХХ Международный конкурс «Щелкунчик» (струнные инструменты).

Отметить произведения, которые понравились.

Младшие классы (1-3кл.)

1.Игра по открытым струнам. Следить за ровным ведением смычка.

2.Делать зарядку для пальцев на грифе без смычка.

3.Гаммы от открытых струн ре и ля вверх и вниз разными штрихами.

4.Прослушать концерты для скрипки О .Ридинга ,А. Вивальди.

Старшие классы (4-7кл.)

1.Играть гаммы с переходами разными штрихами. Этюды.

2.Прослушать концерты для скрипки с оркестром П.И. Чайковского, А. Хачатуряна, Ф. Мендельсона ,А. Вивальди.

3.Выучить имена известных скрипачей прошлого и настоящего времени.