Версия для слабовидящих
Детская школа искусств № 10
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Отделение изобразительного искусства (задания для учащихся на период с 8.11 по 14.11)

Здравствуйте, уважаемые родители и учащиеся! В период с 8.11 по 14.11 школа искусств на удалённом режиме, заниматься будем консультативно через мессенджеры WhatsApp, Viber, Telegram и социальную сеть «Вконтакте», ниже представлены телефоны преподавателей, которые будут проводить консультации и вести методическое сопровождение работы. Задания даны по основным предметам «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «История изобразительного искусства».

Обращение к тому преподавателю, который ведёт у вас тот или иной предмет, (преподавателя Бурдина В. А. замещает преподаватель Мирошниченко Ю. С.)

Демьянкова Ольга Анатольевна — 89208454713 WhatsApp, Viber и Вконтакте https://vk.com/demyankovss

Мирошниченко Юлия Сергеевна — 89206084415 WhatsApp, Viber, Telegram и Вконтакте https://vk.com/id13053673

Румянцев Тимофей Фёдорович — 89532986617 WhatsApp, Viber, Telegram и Вконтакте https://vk.com/t.rumyantsev

Павленко Андрей Александрович — 89206046818 WhatsApp, Viber, Telegram

При выполнении заданий, для грамотного и продуктивного выполнения работ, обязательно следует консультироваться с преподавателем по выполнению каждого этапа работы!!! (Выполнили первый этап работы — эскиз, показали преподавателю для консультации и корректировки ошибок, а так же дальнейших указаний по выполнению. Начали работать в цвете — сделали заливку, покажите преподавателю и т. д.). Привязки к расписанию и ко времени нет, выполняйте в удобное для вас время и присылайте. Когда высылаете работу в письме указывайте, пожалуйста, ваше имя и фамилию. Все выполненные задания будут выставляться на полугодовой просмотр работ.

История изобразительного искусства

1 класс (общеразвивающая программа (4 года обучения) СКАЧАТЬ

2 класс (общеразвивающая программа (4 года обучения) СКАЧАТЬ

3 класс (общеразвивающая программа (4 года обучения) Подготовить сообщение о жизни и творчестве иконописца (Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублёв)

4 класс (общеразвивающая программа (4 года обучения) Подготовить анализ трёх художественных произведений из перечня экзаменационных билетов, повторять темы вопросов экзаменационных билетов

1 класс ФГТ «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество» (5 лет обучения) СКАЧАТЬ

2 класс ФГТ (5 лет обучения) СКАЧАТЬ

3 класс ФГТ (5 лет обучения) СКАЧАТЬ

4 класс ФГТ (5 лет обучения) СКАЧАТЬ

5 класс ФГТ (5 лет обучения) СКАЧАТЬ

Композиция. Задание для 1-6 класса

Задание: Иллюстрация к сказке или басне (для среднего и старшего школьного возраста — на ваш выбор) — формат работы А4.

Иллюстрация может быть выполнена к конкретному сюжету из сказки/басни или представлять из себя обложку к книге.

По результатам выполнения данного задания будет организована выставка ваших творческих работ — иллюстраций

Рекомендации по выполнению работы

Самое сложное в иллюстрировании – выбрать из произведения те кусочки, которые будут изображены в книге. Художники обычно рисуют главные части романов: начало произведения, кульминационную часть и заключение. Но, конечно, можно проиллюстрировать запомнившийся и полюбившийся момент. Как нарисовать иллюстрацию к сказке как можно подробнее и понятнее? Прежде чем создать набросок, нужно прочитать произведение — ознакомится с сюжетом, отметить наиболее интересные детали. На что нужно обращать внимание, иллюстрируя произведение:

  • Внешность героев. Перед тем как изображать героев-антагонистов, нужно запомнить отличительные черты их внешности. Родинку на щеке или шрам на лбу обязательно нужно нарисовать, иначе главный герой потеряет свою индивидуальность.
  • Одежда персонажей. Странно, но мало кто запоминает описание одежды даже главных действующих лиц. Поэтому перед тем как садиться за стол для рисования, нужно перечитать еще раз отрывки, в которых дается описание одежды.
  • Интерьеры или экстерьеры дополняют любую иллюстрацию, поэтому описание мебели или леса имеет большое значение. Стоит обращать внимание даже на такие мелочи как кочки под ногами главных героев или потертый ковер, украшающий центр комнаты.
  • Второстепенные персонажи нуждаются в меньшей прорисовке, однако не стоит забывать, что друзья главных действующих лиц должны быть узнаваемы.

Иллюстрация может быть выполнена и в графической и в живописной технике. Также вы можете выполнить работу в смешанной технике — применяя различные материалы в работе.

Графическая иллюстрация

Как нарисовать иллюстрацию к сказке в графическом стиле? Здесь есть несколько техник:

  • с помощью карандаша;
  • с помощью туши;
  • с помощью мягкого материала (уголь, пастель и т. д.)

Определитесь, в каком стиле будет выполнена иллюстрация. Если вы планируете кропотливо прорисовывать мельчайшие детали, то возьмите карандаш. Если рисунок больше будет напоминать набросок, подойдет мягкий материал. Чтобы добиться хорошего результата, следуйте этапам выполнения работы:

  1. Первым делом выполняется эскиз понравившегося фрагмента сказки.
  2. Второй шаг – это компоновка. Она нужна для того, чтобы в дальнейшем все части рисунка вместились в ограниченное пространство холста.
  3. Следующий этап – это рисунок и проработка деталей.
  4. Заключительная часть – нанесение света и тени на фигуры и объекты. Главное не забывать, что передний план с главными персонажами должен быть темнее заднего в соответствии с воздушной и линейной перспективой.

Живописная иллюстрация

Как нарисовать иллюстрацию к сказке с помощью красок? Это несложно, если разобрать весь процесс поэтапно:

  • Первым делом находим тот момент, который нужно проиллюстрировать. Выбираем сюжет.
  • Определитесь с внешностью героев: длинные или короткие у них будут волосы, курносые ли носы, какого цвета глаза. Желательно перечитать описание героев в сказке.
  • Рисуем эскиз. Выберите позы, в которых будут изображены персонажи.
  • Теперь самое интересное: продумайте одежду, в которую одеты главные герои.
  • Последний этап эскиза — прорисовка интерьера или экстерьера. Где находятся герои по вашему сюжету, в помещении или на улице?
  • После того как эскиз сделан, перенесите его на чистовик. Помните, что поверх карандаша будут нанесены краски. Это важно, если иллюстрация будет выполняться акварелью, поэтому чистовой эскиз следует выполнить лёгкими едва заметными линиями.
  • Завершающий этап — работа в цвете. Начать следует с самых крупных участков и далее переходить к более мелким деталям, по принципу — от общего к частному. Сначала определитесь и раскройте общую цветовую гамму, затем проработайте светотень, в завершении прорисуйте самые мелкие детали.

Совмещенная техника

Если есть желание рисовать несколькими материалами, вы можете использовать преимущества различных материалов в одной работе. Как нарисовать иллюстрацию к сказке в смешанной технике? Следуйте этапам выполнения работы:

  1. Как и в работе в других техниках, сначала нужно продумать сюжет, выполнить эскизы и перенести — закомпоновать рисунок на чистовом формате.
  2. Определиться с техникой, какие материалы вы хотите совместить в работе, например: заливка акварелью с последующей проработкой пастелью, или заливка с проработкой гелевой ручкой, выполнение работы в цвете с проработкой контуров тёмным цветом и т. д.
  3. В материале работа ведётся так же по принципу — от общего к частному, предварительно нужно определиться с цветовой гаммой: холодная, тёплая, контрастные или нюансные цветотоновые отношения, монохромная или ахроматическая с введением какого-нибудь цвета хроматической гаммы.
  4. Завершение работы. Проработка мелких деталей в работе.

Задание для 1 класса

РИСУНОК

Задание: изображение зверей и птиц графическими материалами (3 изображения)

Материалы и инструменты: карандаши различной твёрдости, гелевая ручка, пастель (формат бумаги по выбору учащегося)

         Для того чтобы достичь успеха в рисовании, сначала нужно получить опыт, набить руку в этом деле. В качестве первого начинания отлично подойдут простейшие карандашные наброски. Лучше всего, если это будут животные. Наше задание требует рисования с натуры, но если животного дома нет, не беда. Для начала можно нарисовать зверей и птиц пользуясь различными схемами.

Три правила, как научиться рисовать животных карандашом

         Для того, чтобы хорошо изображать животных, конечно, не обязательно становиться отчаянным натуралистом, покорять непролазные буреломы в таёжных чащах и пытаться зарисовать росомаху. Подобные моменты творчества на любителя. Но всех осваивающих этот жанр коснутся фундаментные, общие правила, которые расскажут – как научиться рисовать животных поэтапно.

 ПЕРВОЕ ПРАВИЛО: работайте от общего к частному. Никогда не начинайте рисовать с мелких, второстепенных деталей. Посмотрите на животное в целом: какую геометрическую форму вам напоминает строение его тела и головы? К примеру, замёрзшая кошка похожа на шар, а форма туловища сидящего кролика – это овал. Таким образом, первое, что вы делаете на листе – намечаете лёгким карандашным контуром форму своего животного в виде круга или овала. Иногда более сложную: из нескольких геометрических фигур. 

         Убедившись в правильном композиционном расположении объекта в листе и его величине, начинайте прорисовку отдельных частей тела, уточнение формы головы, ушей, лап и хвоста. Заканчивайте рисунок нюансами индивидуальных особенностей животного. Штрихом можно добавить тон, показывая объёмность зверя, фактуру шерсти, падающие и скользящие по морде и туловищу тени.

Пример схематичного поэтапного изображения животных

         ВТОРОЕ ПРАВИЛО: много практики! Развивайте глаз, набивайте руку на эскизных натурных набросках, созданных непосредственно «при общении» с животными. Не пренебрегайте походами в зоопарки, «птичьи рынки», океанариумы, зоомагазины, дендрарии, городские парки и лесные массивы. Там вы в избытке найдёте «живой», уникальный материал для быстрых зарисовок и длительных работ.

 Кроме того, обязательно учитесь у мэтров анималистики: Василия Ватагина, Михаила Кукунова, Карла Брендерса, Роберта Бейтмана, Дюрера и если хотите – даже у Леонардо да Винчи! Чаще просматривайте их рисунки, не считайте зазорным копировать работы великих мастеров. И тогда, кроме законов правильного изображения, вы поймёте – как научиться красиво рисовать животных, умело показывая их естественную пластику и природное великолепие.

         ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: изучайте между делом общие законы анатомии братьев наших меньших. Придёт момент, когда вы не будете думать о строении туловища зверя, но рука грамотно и виртуозно изобразит любого представителя фауны.

         На примере рисунка хомяка можно рассмотреть основные этапы изображения животного.

Пример изображения животного поэтапно

Шаг 1. Опираясь на натуралистическое изображение животного, схематично передаём основные самые крупные формы, затем уточняем рисунок и рисуем более мелкие части, только после этого этапа рисуем детали.

Шаг 2. Затемняем глаза, уши, шерсть вокруг головы и на лапах, тем самым создаём самые тёмные участки рисунка. На зрачках оставьте места для бликов. Рисуя шерсть, обратите внимание на направление штрихов! Штрих наносится в направлении и по форме животного!

Шаг 3. Затемните зрачки и шерсть вокруг глаз мягким карандашом с переходом от самого тёмного к более светлому — создаём полутон в рисунке. Далее затемните внутреннюю часть ушей аккуратными штрихами, так как уши внутри имеют гладкую текстуру. Далее нарисуйте шерсть, затемняя сильнее в тех местах, куда свет падает меньше всего: слева от головы и в нижней части тела — создаём эффект освещения и объёма — изображаем собственные тени.

Шаг 4. Твёрдым карандашом заштрихуйте хомяка — обобщаем тон рисунка и создаём плотность. Морда должна быть светлее, чем тело, чтобы создать эффект пространства и перспективы.

Шаг 5. Растушуйте шерсть. Затем мягким карандашом детализируйте шерсть и затемните ещё раз уши, участок рядом с головой и нижнюю часть тела — детализируем рисунок и делаем акценты. Нарисуйте тень под хомяком — падающую тень. Чем ближе к хомяку, тем тень плотнее. Растушуйте её.

Примеры выполненных работ

Интересные сайты:

Особенности рисования животных. Рисуем животных с натуры СМОТРЕТЬ

Коллекция книг для художников СМОТРЕТЬ

Как научиться рисовать животных СМОТРЕТЬ

Рисунки животных карандашом для начинающих: как нарисовать поэтапно СМОТРЕТЬ

ЖИВОПИСЬ

Задание: Этюд. Овощи и фрукты (1 этюд формата А3 или 2 этюда формата А4)

Материалы и инструменты: акварель, кисти, бумага формата А3, А4

Самым распространенным видом учебных работ по живописи является этюд (фр. Etude — изучение). В этюде художник осуществляет глубокие и всестороннее изучение натуры. Посредством этюдов воспитывается культура зрительных восприятий, приобретаются и совершенствуются знания и живописное мастерство во всех жанрах и техниках живописи. Этюд не принадлежит к сложным композиционно – тематическим формам изображения. Его композиционное построение обычно динамично, темпераментно, экспрессивно. Этюд полон напряженной, эмоциональной силы. Нередко он пишется в один сеанс, иногда в течение нескольких минут, экспромтом. Цель таких этюдов – как можно острее и непосредственнее воплотить на холсте впечатление художника от натуры. Живописный мазок в этюде, как правило, активен и ясно выражен. Работа над этюдом требует, чтобы учащийся постоянно находился в активном творческом поиске.

Наши этюды будут выполняться акварельными красками. Живопись этюда целесообразно начинать сверху, постепенно набирая нужное цветовое решение этюда, учитывая свойства акварели течь сверху вниз. Оцениваются неповторимые эффекты переливов, разводов, перетеканий краски, лёгкость, воздушность работы.

Этюд фруктов акварелью приемом «лессировка». Лессировкой называется техника, в которой каждый последующий прозрачный слой краски должен наноситься на уже высохший предыдущий. При работе лессировками краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет. Чтобы не размывать нижний слой, краска кладется очень деликатно и за один мазок. Положенный мазок можно дополнить только после его высыхания. При работе лессировками можно увидеть границы мазков. Но, так как мазки прозрачны, это не портит живопись, а придает ей своеобразную фактуру. Цвет в лессировках складывается из цветов в ее слоях. Возможна корректировка чистым цветом. Например, если коричневый цвет надо сделать холоднее, мы кладем поверх коричневого голубой прозрачный мазок. Происходит не механическое, а оптическое смешивание цветов.

О цвете. Каждый предмет имеет свой собственный цвет, который называется локальным цветом (локальный цвет — это собственный цвет предмета. Например: яблоко – зеленое, красное; апельсин – оранжевый, лимон – желтый и т.д., т. е. тот цвет, с которым ассоциируется этот предмет). Локальный цвет предмета – это те чистые, несмешанные, непреломленные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами, как их объективные, неизменные свойства. Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета воздействия внешних влияний. На восприятие цвета влияет много факторов: воздушная перспектива, освещение, другие предметы и их окраска.

Об освещении. Передавая освещение, художник показывает одновременно и объемность предметов. Светотень является основным средством изображения объемной формы, фактуры предмета, положения его в пространстве. Свет помогает передать и окружающую среду. Освещение может быть различным по происхождению (естественным – природное (солнце, луна) и искусственным – созданным человеком (лампа, прожектор). При теплом освещении, тень холодная. При холодном освещении, тень теплая. Тепло-холодность, понятие относительное. Холодное освещение мы наблюдаем при дневном освещении, без попадания на предмет солнечных лучей, при лунном освещении и при пасмурной погоде. Теплое освещение, при попадании прямых солнечных лучей, при искусственном освещении.

Этапы выполнения этюда

1 этап. Компоновка натюрморта в формате листа бумаги. После предварительного анализа постановки необходимо лёгкими линиями наметить расположение предметов в пространстве, их основные пропорциональные отношения и передать общую форму предметов. Стараемся максимально утрировать форму предмета, не скругляем края, а рисуем по типу обрубовки. Таким образом предмет будет более выразительным. Определить, что находится ближе, а что дальше от глаз рисующего. Увидеть и передать правильную форму и размер каждого фрукта. Можно немного обозначить светотени.

2 этап. Определить локальный цвет каждого фрукта. Передать верные цветовые отношения. Выполнение цветовых заливок. Нам необходимо написать свет на предмете. Свет может быть теплым или холодным, это будет зависеть от источника освещения. Если свет из окна – тогда освещение будет холодным, а если свет искусственный от лампы то свет будет теплым (если лампа холодного цвета соответственно свет холодный, если теплого – тогда освещение теплое). А если мы находимся на пленере или предмет стоит у открытого окна освещение будет теплым. В нашем случае свет холодный, несмотря на то что локальный цвет предмета может быть теплым, стараемся свет взять более холодными оттенками, добавляя немного голубой краски. Далее переходим к полутени, она на тон будет плотнее чем свет. Незабываем и об окружении предмета, прописываем фон вокруг предмета. Цвет фона дает рефлексы на изображаемый предмет, об этом никогда нельзя забывать, иначе изображение получится вырезанным без связи со средой.

3 этап. Выявление объёма предметов и передача освещения. Проработка предметов мазками по форме — лепка формы мазками. Проработка собственных и падающих теней. Выявление среды, работа с рефлексами. После того как мы написали свет и полутень, переходим к собственной тени, она будет самым темным составляющим предмета. Если с первой попытки сразу не удалось взять нужный тон, этого можно добиться в последующей прописке. Следующая градация светотени это рефлекс. Отражение от ткани – цветной рефлекс. Кистью слегка размываем написанное, набираем цвет фона и вписываем его. Переходим к падающей тени, необходимо точно проследить как ложится падающая тень. Возле предмета тень будет самой темной и четкой, по мере удаления она становится более мягкой и размытой. На завершающем этапе главное «не пересушить» работу, чтобы осталась свежесть и легкость акварели.

4 этап. Детализация. Проработка мелких форм и деталей.

5 этап. Обобщение. Завершение работы и приведение работы к целостности, сглаживание дальнего плана и выявление контраста на переднем плане.

Задание для 2 класса

РИСУНОК

Задание: Наброски и зарисовки групп животных (3 наброска, формат А4)

Набросками называют быстрые, лаконичные, небольшого размера зарисовки. В них передается общее впечатление от натуры, наиболее главное и существенное без проработки деталей: характерные пропорции, движение, индивидуальные особенности. Наброски — это одна из самых ответственных областей профессионального обучения. Умение рисовать с натуры еще недостаточно для творческой деятельности. Чтобы творить, художник должен знать жизнь, научиться самостоятельному мышлению, анализу, уметь наблюдать, накопить пластические мотивы. Все это приобретается только в результате постоянного выполнения набросков.

Особенно необходима художнику наблюдательность. Это основное качество мастера изобразительного искусства, характерная черта каждого художника. Наблюдательность дает возможность заметить в жизни интересные моменты, важные явления, процессы, которые являются содержанием и основой художественного произведения. Без наблюдательности художник не в состоянии создать выразительный художественный образ, самостоятельно составить композицию или просто придумать тот или иной сюжет. Без наблюдательности невозможно самостоятельно находить изобразительный мотив в окружающей действительности.

Наблюдательность приобретается в результате выполнения ежедневных зарисовок и набросков. Где бы ни находился художник — он всегда должен рисовать: на улице, в трамвае, на заседании, на рынке, в гостях, в зоопарке — словом, всегда, везде и всюду.

Известный советский художник-анммалист В. А. Ватагин, имею­щий многолетний опыт в рисовании животных, в своей книге «Изображение животного» рекомендует использовать в набросках следующий способ: «Вы рисуете, например, сидящего зайца. Он меняет позу; вы не успели его зарисовать. Оставляйте рисунок не­законченным и начинайте рядом зарисовывать ту позу, которую заяц принял, потом третью и т. д. У вас получается целая группа рисунков одного и того же животного в различных позах и разной степени законченности (в смысле схваченной позы). Животное в условиях зоопарка имеет ограниченные движения и часто повто­ряет одни и те же позы, рисующий имеет возможность возвра­щаться к незавершенным позам и доводить их до желаемой законченности».

В наброске животного, находящегося в сравнительно спокойной позе, можно передать основные выявляющие форму светотеневые отношения.

Материалы, используемые в набросках

  • простые карандаши различной мягкости;
  • цветные карандаши;
  • тушь (кистью мокрой и сухой, а также пером);
  • соус;
  • фломастеры;
  • сангина;
  • пастель;
  • уголь;
  • гелевые ручки.

Выбор материалов для набросков зависит от цели и задачи, поставленной перед вами, от времени на задание и объекта изображения. От этого же зависит и выбор бумаги для работы, которая может варьироваться по плотности и цвету.

Этапы работы над наброском

1. Компоновка на листе бумаги. Намечаем расположение животных на листе схематично. Находим основные пропорции.

2. Проработка линейного рисунка. Прорисовка основных крупных форм животных. Уточнение пропорций.

3. Работа в тоне. Передача светотеневых особенностей, выявление объём.

4. Обобщение, завершение. Обобщение рисунка. Исправление недочетов и ошибок. Придание завершенности работе.

Образцы работ

Клод Моне
Стадо коров. 1863, 24×47 см

Способы выполнения быстрого рисунка

Выполнение наброска тоном, «пятном»
Выполнение наброска с применением элементов схемы построения
Набросок выполненный линиями с одновременной проработкой наброска штрихом
Выполнение наброска одними линиями

ЖИВОПИСЬ

Задание: Натюрморт из крупного предмета быта и овощей/фруктов (1 этюд на формате А3)

Материалы: акварель, кисти, бумага

Этапы выполнения работы

Натюрморт, представленный в качестве образца составлен из предметов, относящихся к родственной цветовой гамме (теплые красные, коричневые и жёлтые цвета).

Первый этап. Анализируем   постановку.   Выбираем   точку   зрения.   Определяем положение листа (горизонтальное).

Второй этап. Определяем композицию натюрморта в формате листа.

Выполняем рисунок в виде легкого контурного наброска карандашом: предметы изображаем обобщенно, не вдаваясь в детали, но стараясь передать их правильную величину и расположение в формате.

Следим за тем, чтобы группа предметов была расположена по возможности немного выше геометрического центра листа (при расположении предметов близко к нижнему краю формата возникает неприятное чувство «проваливания» предметов вниз). Также не допускаем совпадения центральной оси главного предмета с осью геометрического центра формата.

Построение рисунка начинаем с главного предмета – кувшина, сравнивая с ним величину и расположение других элементов натюрморта. Кувшин симметричен, поэтому намечаем вертикальную ось и определяем простые объемы, составляющие его форму – конус, шар, цилиндр. Обозначаем в рисунке положение предметной плоскости. На каждой горизонтальной оси выстраиваем эллипсы. Следим за тем, чтобы нижние эллипсы были раскрыты сильнее, чем верхние, проверяем это соотношением вертикальной оси эллипса к горизонтальной.

Используя легкие вспомогательные линии, выстраиваем форму ручки, передаем ее толщину и уточняем места крепления ручки к кувшину. На противоположном конце оси диаметра эллипса выстраиваем форму носика кувшина. Для изображения фруктов намечаем центральные оси (оси вращения) и поперечные оси эллипсов. Но учитываем несимметричность живой формы. Изображаем драпировки: передаем общую форму складок. Можно наметить границы света и тени на поверхности предметов, очертания бликов, границы падающих теней.

Третий этап. Начинаем работать акварельными красками, используя способ ведения работы от светлого к темному: от светлых предметов к темным, от освещенных участков предметов к теневым.

Самые светлые участки предметов – это блики. В участках бликов делаем небольшие по площади заливки, придавая им цвет освещения. При дневном свете (из окна) освещение имеет холодный оттенок (голубой, синий), что обусловлено цветом неба. К цвету блика примешивается цвет самого предмета. Для изображения цвета блика пользуемся таким приёмом: покрываем участок блика цветом, присущим источнику освещения, а затем, в еще не просохшую заливку, способом вливания цвета в цвет, вносим цвет предмета. Выгодно, когда цвет блика состоит примерно на 2/3 из одного цвета (цвета освещения) и на 1/3 из цвета предмета. Площадь заливок бликов надо сделать слегка выходящей за намеченные карандашом участки. Далее начинаем работу над освещенными участками светлых предметов. Используем легкие, прозрачные мазки краски. Драпировки  перекрываем  большими  заливками,  сразу  закладывая теневые участки складок. Освещенные участки более темных предметов прописываем с учетом их тональности и насыщенности, не забывая про характер освещения (в данном случае холодное дневное). Границы бликов на поверхности глянцевых предметов делаем четкими. Первым из двух темных предметов выбираем яблоко, как более понятное и насыщенное по цвету. Теневая часть предмета – самая насыщенная и при холодном дневном освещении – самая теплая по цвету. Часть    границы   блика    красного   яблока    смягчаем    для    более убедительной передачи характера поверхности. Добавляем более темную теневую часть красного яблока. Таким же образом пишем желтое яблоко. Подбирая более темный цвет для теневой части, стараемся сохранить чистый оттенок красочного слоя. Используем мягкие мазки или заливку. Начинаем прописывать кувшин, подбирая нужные оттенки цвета. Границы бликов сохраняем более чёткими, потому что у кувшина глянцевая поверхность. Последовательность изображения кувшина такая же: вначале прописываем более светлые и холодные освещенные части, затем более насыщенную полутень, в которой наиболее проявлен собственный цвет предмета, затем более темные и более теплые (по отношению к освещенным) участки собственной тени. Рисуем вторую, более темную драпировку горчичного цвета.

Четвертый этап. Уточняем освещение   и   пространственное  расположение  предметов. Горизонтальная плоскость более освещена по отношению к вертикальным, делаем её более светлой и более холодной по цвету. Открытое пространство в правой части тоже пишем одновременно, не дожидаясь высыхания красочного слоя, чтобы избежать четких границ участков дальнего плана. Накладываем следующий слой краски, прописывая теневые  участки светлой драпировки розового цвета, уплотняем тень на красном яблоке. Прописываем полутона и собственные тени кувшина, а также участки падающих от кувшина теней.

Пятый этап. Продолжаем работу, стараясь передать характер освещения. Уплотняем полутона и тени на изображении драпировки горчичного цвета, уплотняем тень от желтого яблока и тени складок розовой драпировки. Передаём характер освещения. Добавляем полутона в драпировку горчичного цвета. Уплотняем полутень и тень в изображении желтого яблока; усиливаем насыщенность полутона и красные рефлексы в тени.

Шестой этап. Добавляем более насыщенные полутона в драпировку розового цвета. Добавляем участок падающей тени от кувшина, немного высветляем, оказавшийся слишком темным участок освещенной поверхности возле блика на горловине кувшина. Смягчаем контуры предметов. На этом этапе работу над натюрмортом можно считать законченной.

Задание для 3 класса

РИСУНОК

Задание: Наброски фигуры человека в разных позах (3 наброска)

Набросок фигуры ребенка, мужчины или женщины должен быть выполнен свободно и непринужденно. Суть всей техники рисования данного вида изображения заключается в легкости, свежести и раскованности линий на бумаге.

Здесь художник не должен вдаваться в подробности образа. Главное — зафиксировать на бумаге общее восприятие от увиденного или задуманного сюжета. Также в набросках приветствуется небольшая доля юмора.

Общая техника рисования набросков фигуры человека заключается в следующих этапах:

1. Определяется композиционное расположение фигуры человека на бумаге.

2.Схематично линиями наносятся оси частей тела и фиксируются на листе их пропорции.

3. Фиксируются анатомические особенности конкретного человека.

4. Прорисовывается фигура, одежда, аксессуары.

5. Выполняется светотеневое моделирование образа.

Но! Важно помнить, что рисунок не должен быть перенасыщен элементами. Цель наброска – изобразить только самое основное. Также важно, не забыть за анатомическими особенностями фигуры, показать характер и движение фигуры. Нужно стремиться сделать рисунок интересным и привлекательным.  Очень важно учитывать пропорции изображаемых фигур.

ЖИВОПИСЬ

Задание: Натюрморт на подоконнике. Выполнить натюрморт на подоконнике, на фоне окна, возможно с элементами пейзажа за ним (1 этюд на формате А3)

Материалы: акварель, кисти, бумага. Предметы для постановки: любые предметы быта, комнатные растения, цветы.

Этапы выполнения работы

На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта.

На втором этапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. На цвет теней влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.

На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Работа завершена.

         В итоге будет оцениваться, как вы умеете: передавать многообразие цветовых оттенков предмета, лепить форму предмета, передавать освещение, работая над рефлексами, пространство, аккуратно выполнять заливки.

Натюрморты на подоконниках в живописном и графическом искусстве очень распространены в творчестве художников. В основном частота использования происходит из-за простоты композиционного сюжета. Можно просто не составлять композицию, бывает, что случайные предметы у стёкол окна на подоконнике, уже являются отличной композицией для натюрморта.

Иногда натюрморт на оконном подоконнике также является пейзажным натюрмортом, в этом случае вид из окна является фоновым пейзажем, а предметы, которые находятся на подоконнике – натюрмортом.

Важным фактором при изображении натюрморта на фоне окна является контровой свет.

«Контровый» свет, Контражур (фр. contrejour против света) – вид освещения в изобразительном искусстве, при котором источник света расположен позади изображённого на картинке объекта, а потому ярко высвечивает его контуры. Если автором подразумевается, что источник света сильный, то высвечиваемая фигура изображается силуэтом.

Данный художественный приём довольно популярен в живописи, так как позволяет выделить определенный элемент произведения, как правило, наиболее важный согласно мнению автора живописного полотна.Многие старинные художники применяли контражур в своих произведениях, в современности этот приём стал более распространён в направлении фотоискусства, однако некоторые современные художники-живописцы его также не забыли и периодически изображают контровой свет в своих картинах.

Примеры натюрмортов на фоне окна

Полезные ссылки:

Как правильно составить и нарисовать натюрморт, чтобы получить гармоничную картину СМОТРЕТЬ

Натюрморт поэтапно СМОТРЕТЬ

Примеры работ художников СМОТРЕТЬ

Натюрморт с цветами на подоконнике видео СМОТРЕТЬ

Задание для 4 и 5 класса

РИСУНОК

Задание: Несложный натюрморт из простых предметов быта (1 натюрморт на формате А3)

Общие рекомендации

Сначала необходимо подобрать предметы и составить композицию натюрморта, исходя из заданных условий. Предметы подбираются близкие по тематике и простые по форме, без декоративных излишеств. Например: небольшая настольная лампа и книга, будильник и яблоко, кувшин и помидор.

Работу начинаем с выбора формата листа и его положения (горизонтальное или вертикальное) в зависимости от характера натюрморта. Композиционное размещение рисунка на листе с обозначением общих контуров предметов. Далее следует линейно-конструктивное построение предметов, уточнение их пропорций. Обозначение пространственного соотношения между предметами. Затем передача штриховкой светотеневых отношений (освещенные поверхности, полутень, собственная и падающая тень). В завершении уточнение и проработка деталей, расстановка линейных и тональных акцентов, усиление плановости и выявления пространства.

Для успешного выполнения рисунка необходимо придерживаться следующих правил. Точка зрения на постановку выбирается так, чтобы ясно читалась форма предметов. Первоначальный набросок делается «на глаз», без измерений. Далее можно воспользоваться методом визирования, сравнивая размеры предметов и их частей с помощью карандаша. Для этого карандаш надо держать в вытянутой руке так, чтобы его положение было вертикальным или горизонтальным (в зависимости от того, по высоте или по длине надо сопоставить пропорциональные соотношения натуры). На этапе наброска необходимо найти удачное композиционное размещение рисунка на листе, обозначив общие контуры предметов. Не вдаваясь в детали, на первом этапе необходимо передать пропорции больших масс и их внешние очертания. Весь процесс работы желательно вести по принципу «от общего – к частному». Построение рисунка рекомендуется вести тщательно, с многократной проверкой и уточнением сделанного. Необходимо постоянно следить за общим состоянием рисунка, своевременно находить и устранять ошибки и неточности, строго выверять каждую линию. К разработке светотени рекомендуется приступать после точного линейного построения формы. В первую очередь необходимо проработать границы света и тени, что позволит выявить объем изображаемой модели.
Пятна теней наносятся вначале легко и прозрачно, затем постепенно усиливаются по тону. Собственные тени на округлых объемах имеют мягкие границы, плавно переходящие в полутона, а резко преломляющиеся грани
дают острую светотеневую границу. При работе над светотенью надо учитывать закон контраста: темное
рядом со светлым воспринимается еще более темным (на границах с освещенными плоскостями тени кажутся более темными). Необходимо внимательно наблюдать и строго передавать тональные отношения. Чем
шире шкала тональных градаций в рисунке, тем выше его качество. В теневой части предмета могут присутствовать рефлексы (воздействие света, отраженного от драпировки или от соседнего предмета). Рефлексы всегда темнее освещённых поверхностей и даже полутонов. Законченное изображение должно быть контрастным, но не чёрным, прозрачным, но не серым. Следует избегать резкого оконтуривания изображения. Линия в рисунке не должна быть жёсткой, сухой и однообразной, как на чертеже. Строгость её должна сочетаться с мягкостью и пластичностью.

Этапы выполнения работы

Первый этап. Выполняя рисунок, вначале охватите взглядом всю группу предметов. В зависимости от характера натюрморта определите положением формата листа (горизонтальное расположение или вертикальное). После этого необходимо наметить в виде наброска силуэт каждого предмета, решив, таким образом, задачу общей компоновки изображения в формате. Карандашные линии первого этапа выполнения рисунка должны быть легкими, поисковыми. В этом случае их можно не стирать ластиком, а вносить исправления, легко нажимая на карандаш. Очертания предметов на данном этапе рисуем обобщенными, геометризированными. Это позволяет точнее установить величину каждого предмета и его пропорции (соотношения высоты и ширины).

Второй этап. На этом этапе можно приступать к линейно-конструктивному построению, тщательно прорисовывая конструкцию предметов и проверяя их пропорции. Мысленно представляем предмет прозрачным и рисуем линии и контуры, обозначающие объем. Прорабатываем в рисунке детали, помогающие передать положение предмета. Определяем линию горизонта по отношению ко всей постановке и обозначаем положение горизонтальной плоскости (подставки или стола), на которой располагаются предметы. Для того, чтобы передать положение предметов в пространстве, необходимо уточнить, где находится основание каждого предмета. Чем дальше предмет, тем выше изображается его основание по отношению к нижнему краю листа. Нижнее основание предмета изображаем более широким эллипсом, чем верхнее. В изображении округлых предметов (тел вращения) используется вертикальная ось. Она помогает уточнить конструкцию предмета и позволяет добиться симметрии.

Третий этап. Выявив конструкцию предметов и предметной плоскости, приступаем к работе тоном. Намечаем границы света и тени на поверхности предметов, очертания бликов. Внимательно строим границы падающих теней, обусловленных формой предмета и направлением освещения. Прокладываем штриховкой основные массы теней. Затем переходим к градациям полутонов. Для правильной передачи тональных отношений необходимо использовать метод сравнений: светлые предметы должны остаться светлыми, а темные – быть темными, несмотря на то, что у каждого предмета мы прорисовываем освещенную и теневую части. Направление штриховки не должно быть беспорядочным, а должно подчеркивать форму предмета и плоскости. Особое внимание уделяем наложению штрихов на поверхности тел вращения, добиваясь ощущения
огибания штрихами формы. Изображаем драпировки: передаем общую форму складок.

Четвертый этап. На данном этапе более тщательно прорисовываем необходимые детали предметов. Усиливая нажим карандаша, подчеркиваем ближние к нам детали, расставляем линейные и тональные акценты. В изображении округлых предметов добиваемся более плавных переходов от света к тени. При необходимости следует обобщить отдельные участки изображения, смягчить контуры дальних предметов для большего выявления пространства и плановости в натюрморте. Благодаря этим действиям, рисунок приобретает состояние законченности.

ЖИВОПИСЬ

Задание: этюд фигуры человека живописными материалами (1 этюд на формате А3)

Материалы: бумага формата А3, карандаш, ластик, акварель или гуашь, кисти, палитра.

            Фигура человека – самый сложный в конструктивном плане объект для изображения. Множество разнообразных форм и фактур в одежде, волосах и теле, анализ анатомической конструкции тела, неоднородность окраски кожи добавляют дополнительные сложности как в живописном, так и в тональном изображении.

            Важную роль в живописном этюде играет подготовительный рисунок, так как наспех сделанный рисунок приведёт к неточностям и лишней грязи при исправлениях кистью. В ходе выполнения этюдов фигуры с натуры решаются и композиционные задачи. Здесь решаются такие общие, обязательные для всех учебных этюдов вопросы композиции, как передача движения натуры, общая выразительность постановки и ее пластический замысел, соотношения основных цветовых и тональных акцентов, а также передача направленности световых лучей.

            Одежда рекомендуется простая, хорошо облегающая анатомические формы, активная и определенная по цветовым отношениям, но не пестрая. Фон выбирают гладкий, нейтральный по цвету. В первых постановках лучше, когда теневые места натуры будут темнее фона, а освещенные несколько светлее.

            С первых занятий нужно обратить внимание на выбор места для работы. Так, например, некоторым учащимся, вяло передающим цветовые отношения, полезно писать модель с того места, где отношения света и тени значительно контрастнее. И наоборот, тем, у кого живопись обычно слишком жестка и контрастна, можно рекомендовать писать эту же натуру с освещенной стороны, где удобнее вести работу на тонких градациях.

            При изображении фигуры в интерьере дополнительно решаются задачи взаимосвязи окружающего фона и передачи плановости. Фон, его детали должны раскрывать тематику задания. Необходимо продумать позу, по возможности детали костюма, антураж. В постановке нужно найти тесную сюжетную взаимосвязь между фигурой и окружающими ее предметами. Интерьер мо­жет быть очень простым, ограниченным углом комнаты, ширмой и т. д. Лучше подбирать все постановки спокойными по цвету, без пестрых тканей. В то же время на переднем плане среди предметов и натюрморта могут быть и яркие овощи, полотенце с несложным узором, а в одежде натурщика — контрастные сочетания тонов. Верно найденные детали обстановки могут помочь в углубленной характеристике изображаемого человека.

        Характер постановки должен быть согласован с цветовыми и пластическими особенностями лица, рук, тела. Поза, движение торса, головы, рук должны быть выразительными и в то же время простыми, естественными, а точка опоры фигуры — точной и устойчивой. Важно, чтобы освещение и окружение фигуры подчеркивало и выявляло колорит тела, большую форму, ее цельность. Не следует перегружать постановку драпировками или какими-либо предметами с целью подчеркнуть бытовую обстановку или профессиональную принадлежность. Надо стремиться к лаконичности антуража. Начинать работу над этюдом следует с визуального анализа характера натуры, ведущих тонально-цветовых отношений, а затем переходить к поиску композиции. Результаты такого анализа необходимо фиксировать в цветовых или графических набросках, выполненных с разных точек зрения. К рисунку фигуры, портрета предъявляются специфические требования. В первую очередь это требования большой точности в передаче индивидуальных черт и особенностей человека. Ошибки в передаче пропорций, конструктивного строения — и перед нами изображение, только отдаленно напоминающее позирующую модель. А. Е. Архипов говорил, что живописец, в особенности портретист, должен отлично владеть рисунком «Если не умеешь хорошо рисовать, — подчеркивал он, — то не надо писать красками; без отличного владения рисунком живописца из тебя не выйдет». Таким образом, чем точнее будет рисунок, тем успешнее можно решить живописные задачи. Крепкий рисунок скорее приведет к верной и законченной живописи. А. М. Врубель отмечал, что работа, хорошо нарисованная, уже несет в себе возможность быть хорошо написанной.

        Фигура человека симметрична. Парность форм и частей условно выявляется средней линией. В соответствии с движением (ракурсом), пространственным положением фигуры по отношению к рисующему мы видим эти части неодинаковыми, а в большем или меньшем сокращении одной относительно другой. Поэтому прежде всего важно передать общее движение фигуры и в соответствии с ним — взаимосвязь, видимые изменения форм. Если движение модели не понятно, а значит, и не передано, то неизбежны ошибки в передаче пропорций, конструкции, следствием которых будет неправильное тонально-цветовое решение формы. Процесс изображения превращается в приблизительное срисовывание предметов по контуру. Таким же принципом построения парных форм надо руководствоваться и при изображении головы.

        В тесной взаимосвязи с общим движением фигуры находится выразительность ее позы, жеста, мимики лица. Л. Н. Толстой как-то заметил, что внутреннее состояние человека проявляется не столько в лице, сколько в позе. Конечно, чувства прежде всего отражаются на лице и особенно в глазах — «зеркале души». Говорят, руки — второе лицо человека. И они действительно Должны рассматриваться художником как пластический образ. Их форма, анатомия, размер, цвет, жестикуляция могут многое рассказать о характере человека, его профессиональной деятельности и душевных переживаниях. При изображении рук следует добиваться такого же «портретного» сходства, как и в живописи головы, лица. Недаром Рубенс подчеркивал, что о мастерстве художника можно судить по тому, как нарисованы и написаны руки. Вместе с тем в учебных работах чаще всего руки бывают переданы весьма схематично, приблизительно.

        Чтобы не допустить тональной и цветовой путаницы, в процессе работы надо все время сравнивать тень с тенью, свет со светом, а затем тень с полутоном и светом. Опытные мастера советуют писать тень одновременно с каким-либо темным предметом. Темное прокладывается, по возможности, в нужную силу, звучно, в то время как пятно остается как бы прозрачным, воздушным.

        Это может быть достигнуто за счет тонкого (без белил) живописного слоя, через который просвечивает грунт холста, а также благодаря гармоничному чередованию теплых и холодных оттенков цветов, в сочетании которых хорошо бы читалась тонкая игра рефлексов. Отношения тонов полезно вначале построить на палитре, по возможности точнее подбирая к найденному темному тону смеси других тонов и полутонов, вплоть до самого светлого. И так, строя отношения тонов один к другому, «привязывая» к ним окружение, следует писать весь этюд.

        Проработав большие отношения формы, можно обратиться к деталям, определить их роль, место, соподчиненность с целым. Деталь, подчиненная целому, выявляет характерные особенности натуры. Отсутствие деталей, подробного и тщательного анализа формы придает этюду вид эскиза. При живописном изображении фигуры важно учитывать закономерности воздушной перспективы. Безусловно, в интерьере, натюрморте, портрете они менее ярко выражены, нежели в пейзаже с многоплановыми далями. Большое значение здесь имеет так называемая световая перспектива. В пейзаже нельзя, например, с одинаковой контрастностью, детализацией, насыщенностью цвета лепить объем предметов, находящихся на первом и дальних планах.

        Пространственное решение отдельной фигуры также обязывает живописца более близкие планы, детали решать конкретнее, внимательно прослеживать касание фигуры с фоном, окружающими предметами. Надо внимательно анализировать, где и как смотрится фигура — четко, контрастно или мягко, каковы переходы освещенных или ярких по цвету частей, деталей в полутон, тень и т. д. Тогда фигура или группа людей на изображении действительно будет смотреться в среде, в глубине пространства. Если же все очертания формы предмета или фигуры писать одинаково четко, то впечатление пространства не будет достигнуто. На переднем плане четко и определенно решаются материальные и фактурные характеристики лица, волос, одежды, предметов, цветовые и тоновые контрасты, все многообразие оттенков тона и цвета. Лицо и руки всегда, как отмечалось, прорабатываются более внимательно, нежели аксессуары постановки, фон. Завершить этюд не просто, и сделать это надо вовремя. Как правило, учащиеся не умеют увязывать начало работы с ее окончанием. Разрабатывая детали, начинающие все дальше уходят от первоначального цветового подмалевка. Появляется дробность, запутанность цветовых отношений. Избежать этого можно, если в работе придерживаться первоначального замысла, все время держать в поле зрения целое, а также пользоваться подготовительными материалами — набросками, этюдами, эскизами.

        В процессе работы надо постоянно заботиться о целостности больших масс, отношений в тоне и цвете, не увлекаться многочисленными подробностями натуры (например, складками одежды, фона, драпировки), выявлять самое характерное, крупное.

После проработки деталей должно оставаться время, чтобы окончательно привести этюд к цельности, обобщить: объединить светом или тенью мелкие подробности одежды, усилить или «успокоить» слишком яркие пятна цвета, уточнить рисунок, согласованность частностей и целого, влияние освещенности, воздушной среды на колористическое единство и эмоциональную выразительность изображения.

Акварельная живопись

        При работе акварелью на бумаге сначала наносится легкий карандашный рисунок всей фигуры или портрета натурщика. Затем выполняются акварельные прокладки больших поверхностей с целью предварительной цветовой подготовки для последующих покрытий. За одно покрытие в акварельном этюде трудно достичь необходимой силы тона, так как при высыхании ослабляется насыщенность набранного тона. Последующие прокладки определяют полутона, рефлексы и, наконец, наиболее сильные теневые участки. Достоинство акварельной живописи состоит в прозрачности, свежести красочного слоя. В силу своей подвижности она позволяет применять различные приёмы – вливать один цвет в другой, делать широкие заливки больших плоскостей, прорабатывать мелкие детали. Этюды выполняются в два – три слоя. Собственный (локальный) цвет натуры в тени подчиняется сложным законам дополнительных отношений цвета и принципу теплохолодности. Нельзя писать тень в виде глухого, однообразного темного пятна. На ее тонально-цветовое решение большое влияние всегда оказывают рефлексы, т. е. отраженный свет. Особенно это заметно в условиях пленэра при ярком солнечном свете. В помещении рефлексы на предметах хотя и менее ярко выражены, но также должны учитываться. Но излишне увлекаться рефлексами не следует. Рефлекс принадлежит тени и не должен спорить ни со светом, ни с полутоном.

Гуашевая живопись

        Гуашевые краски лишены прозрачности, они обладают кроющей способностью, ввиду чего дают ровное покрытие и матовую бархатистую поверхность. В этой технике также можно применять разнообразные приёмы. Так, в работе над этюдом одетой фигуры нужно использовать живопись мазком, сочетать тонкослойные и пастозные покрытия. При этом работать лучше более жёсткими кистями, такими как колонковые или щетинные. Также из-за особенностей кроющих способностей в первых прописках не рекомендуется брать белила, иначе живопись получится разбелённой. Палитру красок следует ограничивать. Достаточно иметь такие краски: белила, охру светлую, кадмий желтый средний, английскую красную, умбру натуральную, сиену натуральную, кобальт синий, окись хрома. Использование большого количества, особенно ярких красок, приводит к пестроте, дробности формы и изображения, а неумелое их смешение ведет к жухлости живописи, к перепискам этюда.

        Важный этап в выполнении длительного этюда — работа над подмалевком (первая прописка). В нем закладывается основа цветового решения этюда, намечается методика его технического исполнения. В подмалевке в обобщенном виде определяются большие тонально-цветовые отношения между основными, ведущими цветами натуры, отношения тени, света, полутона, рефлекса. Краски следует наносить большой кистью тонким слоем, чтобы подмалевок просох и был готов к работе возможно быстрее. Палитру красок следует ограничивать. Достаточно иметь такие краски: белила, охру светлую, кадмий желтый средний, английскую красную, умбру натуральную, сиену натуральную, кобальт синий, окись хрома. Использование большого количества, особенно ярких красок, приводит к пестроте, дробности формы и изображения, а неумелое их смешение ведет к жухлости живописи, к перепискам этюда. Вот почему нельзя делать подмалевок приблизительно, условно. В дальнейшем это приведет к ошибкам в цветовом решении этюда, к лишним перепискам. Краски следует наносить большой кистью тонким слоем, чтобы подмалевок просох и был готов к работе возможно быстрее. Исключительно важно определить общий силуэт, тональность фигуры по отношению к фону, окружающему пространству. Надо обращать внимание на то, что одна и та же драпировка рядом с освещенной частью натуры будет казаться несколько темнее, а в соседстве с ее темными местами несколько светлее. В связи с этим надо внимательно отнестись к решению главной живописной задачи — написать предмет в среде — и в соответствии с этим проследить касание фигуры с фоном в целом. Резких границ между фигурой и фоном быть не должно, особенно в затемненных местах. Удаленные от источника света и от рисующего части фигуры решаются более обобщенно, мягко.

        Наметив в подмалевке отношения основных тонально-цветовых характеристик натуры, теневых и освещенных мест фона, можно переходить к моделировке формы. При любом способе письма надо стремиться к выявлению физического объема и материальных качеств предмета. Лепка формы должна быть уверенной, мощной, разнообразной. Тени, рефлексы, фон решаются обобщеннее, мягче, прозрачнее, освещенные места лепятся корпусно. На освещенных участках, в полутонах анализ формы по цвету, тону, контрастам, рельефу должен быть подробнее, нежели в тени. При рассмотрении группы предметов или фигуры можно заметить, что детали, которые находятся в тени и освещены лишь отраженным светом (иногда очень слабым) , сливаются с общей массой, выглядят обобщенно и в выявлении формы принимают мало участия. На свету, а также в тени одни участки относительно соседних постепенно темнеют или светлеют до самого светлого (до блика), изменяясь соответственно в цвете. В живописи освещенных мест в светлых смесях всегда должен чувствоваться тот или иной цвет, цветовой оттенок, а не белильность. Но и цветовое пятно, неверно взятое в тоне, также оставляет впечатление разбеленности.

            В живописи гуашью не надо заботиться о том, чтобы сохранять чистой бумагу для решения освещенных участков, так как гуашевые белила в смесях с различными цветами легко перекрывают уже закрашенные поверхности. Поэтому гуашью удобно наносить, например, узор при изображении натурщика в национальном костюме.

Основные ошибки

            В работах начинающих художников часто наблюдается отсутствие цельности, разбелённость живописи, неумение и боязнь взять тот или иной участок в полную силу тона. Особенно часто это встречается при решении освещенных мест, когда все части формы берутся одинаково светло, без учета того, что некоторые участки несколько повернуты от источника света и, следовательно, должны быть темнее. Иногда же светлые поверхности и блики учащиеся оставляют белыми, что не выявляет ни формы, ни нюансов светотени. Грубой ошибкой является попытка теневые места решать тем же цветом, что и освещенные, только утемнив его. Другая ошибка — составление тона для теневых мест путем примеси черной краски. В действительности, освещенные и теневые места различны по цветовым характеристикам, хотя иногда могут иметь местами близкие тона. Также прокладывая теневые места по не высохшему слою краски, локальный цвет вымывается холодными тонами. При большом числе покрытий акварель теряет прозрачность, появляются грязные места.

ПРОПОРЦИИ ЧЕЛОВЕКА

            Мы видим людей вокруг себя каждый день, видим свое отражение в зеркале, но отчего-то именно изображение человеческого тела дается мастерам изобразительного искусства с таким трудом. А ведь чтобы правильно изображать людские фигуры, Вам необходимо знать пропорции человека для рисования. Именно с изучения основ пластической анатомии, соотношения отдельных частей тела друг с другом начинается творческий путь любого творца искусства.

            Наша внешняя оболочка многогранная и красива, особенна и в то же время обладает общими, присущими каждому индивиду чертами. Так давайте же разберем основополагающие моменты, касающиеся пропорций тела человека, которые так необходимы для рисования.
            На сегодняшний день разработано около десятка различных методик и подходов, чтобы определить «идеальную человеческую фигуру». Все они имеют право на существования, ведь люди – не копии друг друга, а индивидуальные личности. Но мы разберем наиболее популярные способы расчёта пропорций человека для рисования, которые подходят для начинающих.
Стоит запомнить, что в живописи тело человека делят на восемь частей:

  1. Голова (от макушки до подбородка)
  2. Верхняя часть грудной клетки
  3. Нижняя часть грудной клетки
  4. Таз
  5. Верхняя часть ноги (до середины бедра)
  6. Нижняя часть ноги (до колена)
  7. Икроножные мышцы
  8. Голень и стопа

            Благодаря такому разделению художнику гораздо легче рисовать пропорциональных людей. Появляются точки отсчета, ориентиры, которые помогают карандашу двигаться в правильном направлении.

            Первое, что бросается в глаза при взгляде на человека – его рост. Эталонной единицей его измерения в изобразительном искусстве стала голова. К настоящему времени выработалось несколько стандартов такого подхода.
            Первый – нормальный. Такой тип пропорции используется в академической живописи. Вмещает 7 «голов». Второй, недалеко ушедший от него, идеалистический стандарт. Состоит из 8 «голов». Применяется в практике подавляющим большинством художников современности. Именно его мы назовем «золотым». Используя такой подход, довольно легко поделить человеческое тело на восемь равных частей, о которых мы говорили выше.

            Следующие два типа тоже достаточно интересны – модельный и героический. Первый состоит из 8 с половиной «голов», а второй из 9. Люди, изображенные с их помощью, выглядят действительно подиумными моделями или мифическими героями с исполинским ростом. Присмотритесь к каждому из способов и поэкспериментируйте с ними. Внешний вид получившихся у вас людей будет заметно отличать друг от друга. Это поможет освоить данный навык, понять, какой из методов подходит именно Вам.

            Итак, наметьте на листе места, где будут располагаться макушка и пятки будущего человека. Проведите между точками вертикальную линию и разделите ее на 8 равных частей. При этом первая линия должна проходить на уровне подбородка, а последняя – стоп. Высота каждой части, как мы помним, составляет голову.
Расстояние между самыми удаленными точками (плечами) равняется высоте 2,3 головы. Уже проведенной вертикальной линией мы делим ее пополам. Также необходимо запомнить следующие ключевые моменты:

  • ширина талии равна целой голове, при этом у мужчин она находится ниже, чем у женщин;
  • локти располагаются на уровне пупка, а пальцы рук доходят до середины бедра;
  • бедра уже плеч;
  • туловище женщин имеет округлые очертания, в то время как мужчины трапециевидны и угловаты;
  • рука от локтя до кончиков пальцев равна по длине ноге от колена до пятки;
  • шея – не цилиндр, а поэтому сужается книзу, а переход от нее к плечам должен быть трапециевидным;
  • не забывайте про естественные изгибы тела!

            Чтобы хорошо понять последний пункт, нужно уделить немного времени изучению мышечных групп человеческого тела. Благодаря им мы не выглядим ровными геометрическими фигурами, а имеем плавные и красивые очертания. Для расчёта длины стоп и ладоней для рисования используют также пропорции головы человека. Подошва ноги и ладонь мужчины занимают большую ее часть, у женщины соответственно меньшую.
            Измерение пропорций лица человека для рисования проводится с помощью длины указательного пальца. Именно ей соответствует высота уха, расстояния между зрачками, от внутреннего угла одного глаза до наружного края другого, от подбородка до кончика носа, от бровей до линии роста волос. Конечно, в одной статье трудно вместить все нюансы рисования человеческой фигуры. К тому же, многое приходит с опытом, так что дерзайте. Не бойтесь пробовать и ошибаться, главное – желание, и тогда у Вас точно все получится!

Фото взяты из свободных источников

Задание для 5 и 6 класса ранней предпрофессиональной подготовки

Задание: Наброски черепа в трёх ракурсах (Фас, профиль, в три четверти) Каждый из трёх ракурсов можно выполнить отдельно на А4 или три ракурса вместе на А3. Работа выполняется в качестве ознакомления, подробная штудия и рисунок черепа будет проходить в аудитории на занятиях по рисунку.

Вспомним пропорции. Начать следует с изучения натуры, определения пропорций, конструктивных (опорных) точек, компоновки в листе. Профильная линия, линии глаз и рта. Избежать грубых ошибок уже на начальном этапе рисунка черепа поможет знание канонических пропорций головы. 1. Линия, горизонтально проведенная через переносицу, делит высоту головы пополам. Это относится и к работе над черепом. 2. Лицо, от линии роста волос до низа подбородка, делят на три равные части по следующей схеме (ориентируются при этом не на внешние видимые признаки, а на строение костей, присущее черепу): линия надбровья, линия основания носа, линия низа подбородка. 3. На высоте 1/3 от надбровья до основания носа размещают линию глаз, одинаковых по величине парных деталей. 4. Расстояние между глазами составляет длину одного глаза; от наружного края глаза до виска – половину длины глаза. 5. Низ носа расположен на той же линии, что и мочки, а его ширина равна ширине глаза. 6. Уши находятся между линиями носа и бровей. 7. Рот расположен на 2/3 расстояния от подбородка до носа. Позже, в ходе рисования портрета, вы будете замечать некоторые отклонения от данных канонических пропорций во внешности конкретной модели – они и будут являться индивидуальными особенностями портретируемого. Однако досконально разбирать их необходимо уже на этапе детализации, после того как вы убедитесь, что качественно выполнили общие построения и верно взяли основные пропорции.

Для лучшего представления о костной основе головы следует сделать несколько рисунков черепа в различных поворотах и положениях. Прежде чем приступить к рисунку, необходимо рассмотреть череп со всех сторон, а именно спереди, сверху, сбоку, сзади и снизу. Рассмотрев череп, нужно выбрать наиболее интересную точку зрения и приступить к работе над рисунком. При рисовании с натуры важным является последовательный ход работы над рисунком, который может включать в себя несколько этапов.

Модели для изображения

Этапы выполнения работы

Первый этап. Композиционное размещение рисунка на листе. Легкими линиями намечаем общую композицию. Следует учесть, что в учебном рисунке целесообразно брать размер черепа в натуральную величину или немного меньше. Делаем общий набросок черепа яйцевидной формы без деталей. При этом необходимо передать положение черепа: вертикальное, когда лоб и нижняя челюсть — на одной линии, или запрокинутое, тогда нижняя челюсть будет впереди лба, и т. д. Для лучшего композиционного размещения желательно, чтобы середина формы по горизонтали проходила чуть выше середины листа.

Второй этап. Линейно-конструктивное построение формы. Работа ведется от целого, общего, минуя мелкие детали. Построение производится на основе условной осевой линии, которая начинается под затылком, проходит по середине свода черепа, лобной кости, переносице, носовым костям, середине верхней и нижней челюстей, до подбородочных возвышений. Эта линия называется серединной линией и помогает наметить расположение черепа в пространстве. Горизонтальной линией, проходящей через переносицу, делим форму черепа на две части: верхнюю (мозговую) и нижнюю (лицевую). Точка пересечения серединной линии с горизонтальной называется крестовиной и служит опорной точкой для построения черепа или головы, и дает возможность на начальной стадии рисунка определить пространственное положение всего объема черепа. Далее делим форму черепа по серединной линии на три части: нижнюю — от подбородка до носового (грушевидного) отверстия; среднюю — от носового отверстия до верхнего края глазниц; верхнюю — от верхнего края глаз ниц до выступающей точки свода черепа. Затем, ведя работу «от общего к частному», уточняем пропорции черепа по вертикали. Намечаем линию разделения верхней и нижней челюстей в нижней трети черепа. В средней трети — линию нижнего края глазниц, сравнивая высоту глазниц с высотой скуловых костей. В верхней части черепа намечаем линию лобных бугров, которая определяет границу передней и верхней поверхностей черепа. Корректируя общую форму черепа, наполняем ее более мелкими частями. Следует заметить, что рисунок нужно вести парными формами, что будет способствовать его целостности, так как это дает возможность сравнивать симметрично расположенные части черепа. Объем черепа на этой стадии намечают основными большими поверхностями.

Третий этап. Обобщение рисунка. Намеченное на предыдущих стадиях рисования конкретизируется и уточняется, затем обобщается посредством разработки формы тоном. Путем многократных проверок и сравнений рисунка с оригиналом надо привести его к гармоничному целому. Мы рассмотрели последовательность рисования черепа на примере расположения его в трехчетвертном повороте. Рисование черепа в прямом положении и в профиль ведется в той же последовательности.

Видеоролик. Рисунок черепа. Образовательный канал Артура Зеркалова

Образцы выполненной работы

ССЫЛКИ НА ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ

Эрмитаж
https://bit.ly/33nCpQg

пятичасовое путешествие по Эрмитажу, снятое на iPhone 11 Pro одним дублем в 4К
https://bit.ly/39VHDoI

 Амстердамский музей Ван Гога с функцией google street view:
https://bit.ly/2TRdiSQ

 Третьяковская галерея
https://artsandculture.google.com/…/the-state-tretyakov-gal…

 Музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum), Вена
https://bit.ly/3d08Zfm

 цифровые архивы Уффици
https://www.uffizi.it/en/pages/digital-archives

 Лувр
https://bit.ly/2WciGBi
https://www.louvre.fr/en/media-en-ligne

 Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
https://bit.ly/2IOQDjq

 Британский музей, онлайн-коллекция одна из самых масштабных, более 3,5 млн экспонатов
https://www.britishmuseum.org

 Британский музей, виртуальные экскурсии по музею и экспозициям на официальном YouTube канале
https://www.youtube.com/user/britishmuseum

 Прадо, фото более 11 тысяч произведений, поиск по художникам (с алфавитным указателем) и тематический поиск
https://www.museodelprado.es

 музеи Ватикана и Сикстинская капелла
http://www.vatican.va/various/cappelle/sistina_vr/ind..

 Метрополитен-музей, Нью-Йорк
https://www.metmuseum.org

 онлайн-коллекция нью-йоркского музея современного искусства (МоМА), около 84 тысяч работ
https://www.moma.org/collection/

 онлайн-коллекция музея Гуггенхайм
https://www.guggenheim.org/collection-online

 музей Сальвадора Дали
https://bit.ly/33iHVmX

 Смитсоновский музей
https://www.si.edu/exhibitions/online

 Национальный музей в Кракове
https://bit.ly/3d29dT0

 Музей изобразительных искусств в Будапеште
https://bit.ly/3d08L80

 музеи Нью-Йорка — виртуальные коллекции и экскурсии, архивы лекций и рассказовъ самих художников
https://34travel.me/post/nyc-museums»