Версия для слабовидящих
Детская школа искусств № 10
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Отделение Изобразительного искусства (задания для обучающихся)

Бурдин В. А. — 89605471804

Демьянкова О. А. — 89208454713

Мирошниченко Ю. С. — 89206084415

Румянцев Т. Ф. — 89532986617

ПЛЕНЭР

Пленэр (от фр. — «на открытом воздухе»). Пле­нэр­ подразумевает создание работ не в мастерской, а на природе, которая служит основой постижения на­ту­ры в её ес­те­ст­вен­но­м ос­ве­ще­нии. Изображение в работе всего богатства изменений цвета, обусловленного воздействием солнечного света и окружающей атмосферы.

«Клод Моне, рисующий на опушке леса» около 1885 г., Джон Сингер Сарджент

На пленере мы учимся изображать окружающую действительность, передавая при этом световоздушную перспективу и естественную освещённость. Выполнение этих сложных задач связано с глубоким изучением натуры в естественной природной среде. Здесь необходимы навыки по всем творческим дисциплинам (рисунку, живописи, композиции).

Работая с натуры, необходимо, помнить, что задача художника заключается не в фотографическом изображении природы, а в создании эмоционального образа. Следует смотреть на природу просто, внимательно, пытаясь понять общее впечатление, и от него идти к деталям. Природа прекрасна, и когда наблюдаешь её, нужно не выдумывать, а смотреть и смотреть как можно больше. В угоду композиции, конечно, вы можете убрать какой-нибудь объект из пейзажа или наоборот добавить или немного переместить объект с места. Освещение в естественной среде быстро меняется, поэтому наброски и этюды следует делать быстро, не зацикливаясь на мелких деталях, а стараться передать образ в целом.

ПЛЕНЭР. Задания для 1 и 2 класса

Задание по рисунку:

1. Выполнить зарисовки растений или цветов — 2 рисунка. Формат А4.

2. Выполнить зарисовки различных пород деревьев — 2 рисунка. Формат А4

3. Выполнить зарисовку пейзажного мотива — 1 рисунок. Формат А4

Материалы графические: карандаши различной твёрдости, ластик, пастель (по выбору), формат бумаги альбомный А4.

Рекомендации по выполнению рисунка деревьев

В рисовании растительных форм (деревьев, кустарников) важно удачно выбрать положение в пространстве — удачно составить композицию, учесть ранее приобретенные знания о наблюдательной перспективе:  основания более близких предметов на листе бумаги изображаются ниже, а дальних выше; впереди расположенные деревья изображаются крупнее равных по размерам, но удаленных; происходит также изменение цвета в зависимости от расстояния от рисующего — цветовой фон изменится.

Желательно рассмотреть и сделать наброски различных деревьев. При наблюдении-рассматривании важно увидеть характер и строение ствола, веток, сучьев; отметить, в чем отличие строения веток и сучьев у дуба, сосны, ели.

В зависимости от вида дерева сучья растут то перпендикулярно к стволу, то кверху, то книзу. Возраст дерева тоже имеет значение.

В природе таких различий бесконечное множество и, прежде чем срисовывать дерево, необходимо изучить, рассмотреть его строение, передать его  характерныеособенности. Поэтому постоянно необходимо пояснять во время первого этапа рисования дерева и показа на натуре и на планшетах, как рисуется дерево, чем отличается характер ели, липы и т.д.

Так, у березы от ствола ветки идут вверх, а за тем изгибаются книзу и разветвляются, переходя в тонкие коленчатые стебли, которые свисают под тяжестью листьев, сережек.

У дуба ветки все время стремятся вверх, резко меняя направление из стороны в сторону, а листья располагаются группами на конце веток, напоминая причудливые шапки.

У ивы ветки тянутся вверх; у кустарников они остаются прямыми, свисают только листья; у дерева ивы ветки под тяжестью листьев опущены вниз, образуя характерную массу как бы стекающей воды, отчего ее прозвали в народе «плакучая ива».

У ели ветви стремятся вверх, особенно это хорошо видно на вершине дерева.

У сосны ветви широко расходятся в стороны; а к концу резко поднимаются вверх, где и располагаются иглы. Изучить натуру, понять ее закономерности можно только при длительном ее наблюдении, рассматривании.

Надо определить, что ближе к нам расположенные деревья, кусты видны со всеми подробностями, даже отдельные листья на них. Поэтому все то, что ближе всего к рисующим, изображают отчетливо, сильнее по свету и тени, прорабатывают подробно отдельные детали, а то, что дальше, рисуют менее отчетливо, без подробностей.

Для отдельных предметов характерно смягчение очертаний, ослабление насыщенности цветов, изменение светлоты, резкое отличие по цвету от предметов переднего плана, изменение тоновых и цветовых оттенков.

При рисовании дерева целесообразно наметить обобщенные очертания его короны, представляя силуэт дерева как упрощенную и обобщенную форму.

Это способствует более цельному пониманию и верному решению характера формы дерева, и весь рисунок должен сводиться к выявлению конструкции — «скелета» дерева, прорисовке основных веток, затем второстепенных.

Задание по живописи:

1. Выполненить этюд цветов или растения (по выбору)

2. Выполненить этюд пейзажа

Материалы и инструменты: графические карандаш, ластик, акварель, гуашь (по выбору), формат А3

Этапы выполнения этюда одуванчика акварелью

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

Примеры выполнения этюдов с натуры

Этюд куста шиповника
Пейзаж

Пленэр. Цветы .Одуванчики этюд акварелью СМОТРЕТЬ

Акварельный этюд с полевыми цветами СМОТРЕТЬ

ПЛЕНЭР. Задания для 3 класса

Задание 1. Выполнить пейзаж с архитектурными мотивами в графике (РИСУНОК) Формат А3, А4.

Задача: Грамотная компоновка в листе. Грамотная передача линейной и воздушной перспективы на конкретном примере. Грамотная передача тональных отношений. Передача пленэрного освещения. Передача глубины пространства.

Сюжет: рисунок дома с частью улицы, уходящей в глубину; этюд части дома с окном или крылечком и части улицы.

Материал: Карандаш, уголь, фломастер, гелевая или шариковая ручка, тушь.

Методические рекомендации по выполнению архитектурного пейзажа

Данные рекомендации демонстрируют этапы работы над пейзажем в графике, это материал для изучения. СРИСОВЫВАТЬ ЭТОТ ПЕЙЗАЖ НЕ НУЖНО!!! Вы рисуете с натуры свой пейзаж!

1 этап. Компоновка и построение. Определяемся с форматом листа. Определяем и слегка намечаем линию горизонта. Очень важно правильно определить положение линии горизонта в листе, поскольку она влияет на перспективу пейзажа. Определяем точки схода, куда будут сходиться линии построения объектов.

Далее обозначаем  самые крупные объекты рисунка общими лёгкими контурами. Важно определить наиболее значимые, основные объекты нашего рисунка. Для того, чтобы нарисовать здание, следует наметить сначала общую ширину и высоту, а затем с помощью вертикальных линий наметить основные элементы постройки. Горизонтальные линии будут перспективно искажаться и сходиться в точках схода на линии горизонта.

2 этап. Уточнение форм и деталей рисунка. Уточняем детали рисунка. Дорисовываем окна и мелкие детали — небольшие деревья рядом с дорогой, забор. Можно показать самые яркие тени, слегка нанести штрих в самых тёмных участках.

3 этап. Работа над объёмом. Детализация. Работаем над светотенью. Чтобы придать нашему рисунку объем — необходимо правильно проложить светотень. Для начала, поработаем над собственными тенями, затем можно сделать падающие тени. Затемним необходимые участки — в местах оконных проемов, под деревьями, и с теневой стороны зданий, там, где меньше всего попадает свет на объекты. Далее можно прорисовать более мелкие детали, показать фактуру объектов. Дальний план мы оставляем более светлым по тону и не детализируем его, а передний план делаем более контрастным и делализированным в соответствии с законами воздушной и линейной перспективы.

Образцы выполненных работ в различных техниках

Задание 2. Выполнить этюд пейзажа с архитектурными мотивами (ЖИВОПИСЬ) Формат А3, А4.

Задача: Выявление характерных цветовых и тоновых контрастов натуры и колористическая связь их с окружением. Передача воздушной перспективы, пленэрного освещения, решения тонально-цветовых отношений, градации теплохолодности, рефлексов. Совершенствование навыков работы в технике акварели, дальнейшее обогащение живописной палитры.

Сюжет: этюд дома с деревьями и частью забора, этюд несложных архитектурных сооружений уходящих в перспективу.

Материал: бумага, акварель.

Методические рекомендации по выполнению этюда архитектурного пейзажа

Данные рекомендации демонстрируют этапы работы над пейзажем в живописи, это материал для изучения. СРИСОВЫВАТЬ ЭТОТ ПЕЙЗАЖ НЕ НУЖНО!!! Вы рисуете с натуры свой пейзаж!

В большинстве случаев при написании городского этюда акварелью руководствуются двумя основными правилами:

От светлого к темному. То есть изначально прописываем самые светлые участки объектов.

От общего к частному. Сначала делаем крупные заливки больших участков, затем, после их высыхания, переходим к деталям.

1 этап. Линейный рисунок. Определить формат листа. Определиться с линией горизонта. Наметить самые крупные объекты. Далее наметить более мелкие детали.

2 этап. Начало работы в цвете. Первым слоем делаем цветовые заливки и создаём цветотоновую гамму. Разбираем освещённость. Определяем и наносим тени. Работу ведём от светлого к тёмному. Ждём просыхания каждого нанесённого слоя, чтобы избежать затёртости.

3 этап. Работа в цвете. Детализация. Более насыщенно прописываем передний план. Усиливаем тени. прописываем детали. Дальний план мы оставляем более светлым по тону и не детализируем его, а передний план делаем более контрастным и делализированным в соответствии с законами воздушной и линейной перспективы.

Образцы выполненных работ

История искусств

Беседы об изо искусстве 1 класс ФГТ

История искусств 2 класс ФГТ

История искусств 3 класс ФТГ

Беседы об изо искусстве 1 класс общеразвивающая программа

Задания для самостоятельной работы 1 класс общеразвивающая программа, 2 класс фгт

Рисунок

Задание для 1 класса

Рисование зверей и птиц графическими материалами

Задание: изображение зверей и птиц графическими материалами

задачи: учится изображать зверей и птиц, развивать умения и навыки работы с графическими материалами

материалы и инструменты: карандаши различной твёрдости, гелевая ручка, пастель, (формат бумаги по выбору учащегося)

         Для того чтобы достичь успеха в рисовании, сначала нужно получить опыт, набить руку в этом деле. В качестве первого начинания отлично подойдут простейшие карандашные наброски. Лучше всего, если это будут животные. Наше задание требует рисования с натуры, но если животного дома нет, не беда. Для начала можно нарисовать зверей и птиц пользуясь различными схемами.

Три правила, как научиться рисовать животных карандашом

         Для того, чтобы хорошо изображать животных, конечно, не обязательно становиться отчаянным натуралистом, покорять непролазные буреломы в таёжных чащах и пытаться зарисовать росомаху. Подобные моменты творчества на любителя. Но всех осваивающих этот жанр коснутся фундаментные, общие правила, которые расскажут – как научиться рисовать животных поэтапно.

 И вот одно из них: работайте от общего к частному. Никогда не начинайте рисовать с мелких, второстепенных деталей. Посмотрите на животное в целом: какую геометрическую форму вам напоминает строение его тела и головы? К примеру, замёрзшая кошка похожа на шар, а форма туловища сидящего кролика – это овал. Таким образом, первое, что вы делаете на листе – намечаете лёгким карандашным контуром форму своего животного в виде круга или овала. Иногда более сложную: из нескольких геометрических фигур. 

         Убедившись в правильном композиционном расположении объекта в листе и его величине, начинайте прорисовку отдельных частей тела, уточнение формы головы, ушей, лап и хвоста. Заканчивайте рисунок нюансами индивидуальных особенностей животного. Штрихом можно добавить тон, показывая объёмность зверя, фактуру шерсти, падающие и скользящие по морде и туловищу тени.

         Второе правило – это много практики! Развивайте глаз, набивайте руку на эскизных натурных набросках, созданных непосредственно «при общении» с животными. Не пренебрегайте походами в зоопарки, «птичьи рынки», океанариумы, зоомагазины, дендрарии, городские парки и лесные массивы. Там вы в избытке найдёте «живой», уникальный материал для быстрых зарисовок и длительных работ.

 Кроме того, обязательно учитесь у мэтров анималистики: Василия Ватагина, Михаила Кукунова, Карла Брендерса, Роберта Бейтмана, Дюрера и если хотите – даже у Леонардо да Винчи! Чаще просматривайте их рисунки, не считайте зазорным копировать работы великих мастеров. И тогда, кроме законов правильного изображения, вы поймёте – как научиться красиво рисовать животных, умело показывая их естественную пластику и природное великолепие.

         И последнее правило: изучайте между делом общие законы анатомии братьев наших меньших. Придёт момент, когда вы не будете думать о строении туловища зверя, но рука грамотно и виртуозно изобразит любого представителя фауны.

         На примере рисунка хомяка можно рассмотреть основные этапы изображения животного.

Как нарисовать хомяка поэтапно

Шаг 1

Рисуем контур хомяка твёрдым карандашом.

Шаг 2

Затемняем глаза, уши, шерсть вокруг головы и на лапах чёрной ручкой. На зрачках оставьте места для бликов. Рисуя шерсть, обратите внимание на направление штрихов.

Шаг 3

Затемните зрачки и шерсть вокруг глаз мягким карандашом. Далее затемните внутреннюю часть ушей аккуратными штрихами, так как уши внутри имеют гладкую текстуру. Далее нарисуйте шерсть, затемняя сильнее в тех местах, куда свет падает меньше всего: слева от головы и в нижней части тела.

Шаг 4

Твёрдым карандашом заштрихуйте хомяка. Морда должна быть светлее, чем тело.

Шаг 5

Растушуйте шерсть. Затем мягким карандашом детализируйте шерсть и затемните ещё раз уши, участок рядом с головой и нижнюю часть тела. Нарисуйте тень под хомяком. Чем ближе к хомяку, тем тень плотнее. Растушуйте её.

Примеры рисунков и вспомогательных схем

Интересные сайты:

Особенности рисования животных. Рисуем животных с натуры СМОТРЕТЬ

Коллекция книг для художников СМОТРЕТЬ

Как научиться рисовать животных СМОТРЕТЬ

Рисунки животных карандашом для начинающих: как нарисовать поэтапно СМОТРЕТЬ

Задание для 2 класса

1. Пейзаж из окна (с натуры) — 5 набросков, формат А4

Учебник: Чиварди Д. Рисунок, пейзаж: методы, техника, композиция. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс. 2002. — 64 с., илл. (Серия «Классическая библиотека художника»).

2. Наброски и зарисовки животных — 5 набросков, формат А4

Набросками называют быстрые, лаконичные, небольшого размера зарисовки. В них передается общее впечатление от натуры, наиболее главное и существенное без проработки деталей: характерные пропорции, движение, индивидуальные особенности. Наброски — это одна из самых ответственных областей профессионального обучения. Умение рисовать с натуры еще недостаточно для творческой деятельности. Чтобы творить, художник должен знать жизнь, научиться самостоятельному мышлению, анализу, уметь наблюдать, накопить пластические мотивы. Все это приобретается только в результате постоянного выполнения набросков.

Особенно необходима художнику наблюдательность. Это основное качество мастера изобразительного искусства, характерная черта каждого художника. Наблюдательность дает возможность заметить в жизни интересные моменты, важные явления, процессы, которые являются содержанием и основой художественного произведения. Без наблюдательности художник не в состоянии создать выразительный художественный образ, самостоятельно составить композицию или просто придумать тот или иной сюжет. Без наблюдательности невозможно самостоятельно находить изобразительный мотив в окружающей действительности.

Наблюдательность приобретается в результате выполнения ежедневных зарисовок и набросков. Где бы ни находился художник — он всегда должен рисовать: на улице, в трамвае, на заседании, на рынке, в гостях, в зоопарке — словом, всегда, везде и всюду.

Известный советский художник-анммалист В. А. Ватагин, имею­щий многолетний опыт в рисовании животных, в своей книге «Изображение животного» рекомендует использовать в набросках следующий способ: «Вы рисуете, например, сидящего зайца. Он меняет позу; вы не успели его зарисовать. Оставляйте рисунок не­законченным и начинайте рядом зарисовывать ту позу, которую заяц принял, потом третью и т. д. У вас получается целая группа рисунков одного и того же животного в различных позах и разной степени законченности (в смысле схваченной позы). Животное в условиях зоопарка имеет ограниченные движения и часто повто­ряет одни и те же позы, рисующий имеет возможность возвра­щаться к незавершенным позам и доводить их до желаемой законченности».

В наброске животного, находящегося в сравнительно спокойной позе, можно передать основные выявляющие форму светотеневые отношения.

Способы выполнения быстрого рисунка

Выполнение наброска тоном, «пятном»
Выполнение наброска с применением элементов схемы построения
Набросок выполненный линиями с одновременной проработкой наброска штрихом
Выполнение наброска одними линиями

Материалы, используемые в набросках

Материалы, применяемые для выполнения набросков и зарисовок, разнообразны. Наиболее удобны следующие:

  • простые карандаши различной мягкости;
  • цветные карандаши;
  • тушь (кистью мокрой и сухой, а также пером);
  • соус;
  • фломастеры;
  • сангина;
  • пастель;
  • цветные мелки;
  • уголь;
  • акварель;
  • гелевые ручки.

Выбор материалов для набросков зависит от цели и задачи, поставленной перед вами, от времени на задание и объекта изображения. От этого же зависит и выбор бумаги для работы, которая может варьироваться по плотности и цвету.

Этапы работы над наброском

1. Компоновка на листе бумаги. Намечаем расположение на листе.Находим основные пропорции.

2. Проработка рисунка. Прорисовка основных моментов. Уточнение пропорций.

3. Прорисовка, светотень. Границы светотени, прорабатывание рисунка.

4. Обобщение, завершение. Обобщение рисунка. Исправление недочетов и ошибок. Придание завершенности работе.

Клод Моне
Стадо коров. 1863, 24×47 см

3. Наброски фигуры человека в разных позах — 5 набросков, формат А4

Набросок фигуры ребенка, мужчины или женщины должен быть выполнен свободно и непринужденно. Суть всей техники рисования данного вида изображения заключается в легкости, свежести и раскованности линий на бумаге.

Здесь художник не должен вдаваться в подробности образа. Главное — зафиксировать на бумаге общее восприятие от увиденного или задуманного сюжета. Также в набросках приветствуется небольшая доля юмора.

Общая техника рисования набросков фигуры человека заключается в следующих этапах:

1. Определяется композиционное расположение фигуры человека на бумаге.

2.Схематично линиями наносятся оси частей тела и фиксируются на листе их пропорции.

3. Фиксируются анатомические особенности конкретного человека.

4. Прорисовывается фигура, одежда, аксессуары.

5. Выполняется светотеневое моделирование образа.

Но! Важно помнить, что рисунок не должен быть перенасыщен элементами. Цель наброска – изобразить только самое основное. Также важно, не забыть за анатомическими особенностями фигуры, показать характер и движение фигуры. Нужно стремиться сделать рисунок интересным и привлекательным.   

Важно учитывать пропорции изображаемых фигур

Задание для 3 класса

1. Стеклянные предметы. Наброски отдельных стеклянных предметов (формат А4 — 5 набросков) или натюрморт со стеклянными предметами в тоне (формат А3 — 1 натюрморт)

Особенности рисования стеклянных предметов

Стекло — необычный материал: прозрачное, отражающее, преломляющее, многоцветное. Рисуя бесцветное стекло, следует помнить об изображении полированного металла. Невозможно изобразить стекло само по себе. Оно всегда отражает в себе то, что его окружает. Кроме того, через стекло можно увидеть другие предметы. Следовательно, мы рисуем стеклянный предмет, отражая и искажая в нем другие объекты.

Поскольку поверхность стекла очень гладкая, отражения в нем получаются четкими и определенными, как и на поверхности полированного металла. Хорошее зеркало никогда не бывает туманным и размытым, оно дает совершенно четкое отражение. Наш глаз всегда увидит на поверхности стеклянного предмета блики. Это свойственно любому блестящему предмету. Блики на предметах из прозрачного стекла бывают очень яркими. Их следует изображать чистым белым цветом.

Когда мы рисуем стеклянные предметы, мы должны довериться собственному чутью. Прозрачную невидимую поверхность можно увидеть только благодаря отражениям, которые на ней образуются.

Что касается резного стекла, то изображение его имеет свои особенности. Резьба на поверхности стеклянного предмета не только искажает форму отражений, но и образует красивый рисунок, подчеркивает форму стеклянного (хрустального) предмета.

Рисование стеклянных предметов требует наблюдательности — большое количество бликов, отраженного света, теней и полутеней делает изображение стеклянных предметов карандашом одним из самых сложных процессов.

Этапы рисования стеклянного предмета

1. Анализ объекта

Отражение окна в стакане показывает нам, что свет падает справа. Форма отражения намекает нам на форму стакана – изогнутая, скругленная.

Стекло прозрачное, то есть мы видим помимо поверхности еще и внутренности – дно, его видно, как если бы мы делали построение насквозь. Поскольку толща стекла искажает форму объекта, то дно мы видим не ровное и четкое, а слегка деформированное и расплывчатое.
На задней стенке видим опять белый блик – это отражается блик с передней стенки.

То есть задний блик такой же как передний, но мы его видим через толщу стекла, поэтому он опять таки искажен по форме и не такой яркий.
Теперь попробуем рассмотреть элементы привычной нам светотени на данном бокале. Не получается – да? Ну и правильно, ее потому что нет. Вобщем стакан серый, и все вообще темное по отношению к бликам. Но…если внимательно приглядеться, то по верху бокала видно, что со стороны света внутри бокал темный, а со стороны тени – посветлее. Как и на обычном предмете.

Весь остальной объем показывает узор толщи стекла, отражения и блики. Также можно обратить внимание, что верхняя часть стакана более темная, а снизу тон светлее.

При взгляде на стекло советую смотреть прищурено, чтобы все слилось и стало мутным в глазах. И сразу видно, насколько все в общем серое или даже черное, только яркие блики светятся белизной.

2. Рисование объекта. Для наглядности набросок выполнен на тонированной пастельной бумаге – она как бы имитирует основной серый тон, которого больше всего. Расставляю самые темные пятна – это контуры стакана, дно, затемню места, где стакан более темный по отношению к общему фоновому тону.

И блики…белые яркие блики. Можно выполнить их белым пастельным карандашом.

Как только они появились, мы сразу видим, что это реально стекло. Конечно, чтобы рисунок стал эффектным и более живым, стоит немного покопаться в мелочах, посмотреть более внимательно на все интересные места и попробовать их изобразить. Но более подробно это можно сделать на обычной бумаге.

Нарисован этот бокальчик на обычной бумаге, осталось обозначить контурами блики и другие пятна с вполне определенными контурами.

Не обязательно это все рисовать, можно сразу работать тоном, но так спокойнее. Подотрём немного слишком яркие контуры и теперь покрываем все тоном, оставляя нетронутыми лишь наши белые блики.

Чтобы было реалистичнее, старайтесь не грубить со штриховкой, чем глаже и однороднее, тем более похоже будет на стекло – стекло ведь гладкое, ровное.

Теперь можно уточнить более темные места, то есть вводим самый темный тон. Это боковинки, дно и верхний овал стакана.

Теперь уплотняем места, где это нужно.
В первую очередь утемняем площади вокруг бликов, потому что пока они находятся на недостаточно контрастном фоне, они не выглядят ярко.

Главное, не допустить такой нехорошей визуальной ошибки – утемнить тон только вокруг бликов, они не должны выглядеть обведено, как окантовка, тон вокруг них должен в целом быть темным. Но и слишком делать темным тон не надо, а то стекло может получиться тонированным или вообще грязным.
В видимой верхней части стакана все просто: с освещенной стороны темнее, с теневой — светлее.
Сверху видно толщину стекла – она на фото выглядит светленькой полоской. Можно высветлить её тонко срезанным ластиком и выровнить карандашом.

Теперь можно покопаться в мелочах немного и ввести фон.

2. Металлические предметы. Наброски отдельных металлических предметов (формат А4 — 5 набросков) или натюрморт с металлическими предметами в тоне (формат А3 — 1 натюрморт)

Рассмотрите этапы работы над натюрмортом из металлических предметов (образец постановки натюрморта)

Ставим натюрморт из самых обычных металлических предметов. Анализируем его. Прежде всего обратим внимание на отражения, которые видны на сверкающей поверхности. Поскольку поверхность кухонных предметов выгнута она искажает отражающиеся в ней предметы.

Отражение на матовой металлической поверхности выглядят более расплывчато чем на полированном.

Прищурьте глаза что бы лучше рассмотреть распределение света и тени на предметах. Запомните где находятся самые яркие световые блики, для которых нужно будет оставить нетронутой белую бумагу.

Часть других бликов вы можете добавить на более поздних стадиях работы, воспользовавшись ластиком.

1. Выполняем линейный рисунок натюрморта

Пошаговый урок рисования карандашом - шаг 1

Выберите в созданной вами композиции предмет эталонной величины и отметьте его размер на карандаше. Затем, прикладывая горизонтально и вертикально карандаш к наброску, определите координаты границ очертаний предметов, одновременно оценивая их углы наклона. Поскольку все предметы имеют округлую форму, вам надо будет изобразить целый ряд эллипсов. Наметьте отражения на крышке, половнике, кастрюле и отверстия на дуршлаге. Нарисуйте на крышке ручку и ее отражение.

2. Добавляем средний тон всего натюрморта

Пошаговый урок рисования карандашом - шаг 2

Можно слегка обозначить тени, окружающие блики на крышке. Обведите более четкой линией ободок крышки и наметьте отражения окон у ее нижнего края. Заштрихуйте участки среднего тона на кастрюле, половнике, дуршлаге и бутылке.

3. Вводим более темные тона

Пошаговый урок рисования карандашом - шаг 3

Углубите тон основания дуршлага карандашом. Нарисуйте этикетку на бутылке и слегка наметьте вторую этикетку, которая проглядывает с задней стороны сквозь стекло. Заштрихуйте бутылку средним тоном. Более темным тоном подчеркните горлышко и край бутылки. Усильте все контуры и нарисуйте ручку в верхней части дуршлага. Заполните интенсивным темным тоном накладную ручку на половнике.

Когда вы намечаете тени на ранней стадии работы с натюрмортом, используйте всю длину грифеля. Заточите карандаш ножом так, чтобы обнажить длинный кончик грифеля, и наносите штрихи, приложив карандаш почти горизонтально к листу бумаги. Чтобы сохранить кончик грифеля остро заточенным, по ходу работы поворачивайте карандаш.

После того как вы распределили основные тона, можно перейти к наиболее важным отражениям и световым бликам, которые мы видим на металлических поверхностях. Наиболее интересно выглядят отражения окон на крышке кастрюли. Хотя очертания окон искажены выпуклой поверхностью крышки, на них отчетливо просматриваются и темный переплет рамы, и прозрачные прямоугольники стекол.

4. Рисуем отражения

Пошаговый урок рисования карандашом - шаг 4

Добавьте темные тени, окружающие отражения окон на крышке. Отчетливые очертания окон помогут вам передать блестящую металлическую поверхность.

5. Продолжаем работу над уточнением теней, отражений и бликов

Пошаговый урок рисования карандашом - шаг 5

Заштрихуйте крышку кастрюли, оставив нетронутыми белые блики. Углубите темный тон на ободке крышки, ручке и ее отражении. Теперь на крышке создана полная тональная гамма. Начните наносить промежуточный тон на стенку кастрюли, чтобы изобразить отражающийся в ней половник.

Пошаговый урок рисования карандашом - шаг 6

Заполните вертикальными штрихами темный участок внутри кастрюли. Соблюдайте градации в тоне линий, чтобы передать выпуклую форму кастрюли. Углубите отражение половника на стенке кастрюли с помощью диагональной штриховки. Проведите темную линию под ручкой половника, а затем заштрихуйте ковш половника, обозначив его края более темными линиями. Нарисуйте отражения на верхней части ковша половника. Для того чтобы справиться с этой задачей, прищурьте глаза. Это поможет вам упростить очертания и точнее распределить светотень.

Пошаговый урок рисования карандашом - шаг 7

Нарисуйте темные пятна отверстий дуршлага, отталкиваясь от сделанных в начале работы набросков. Обведите ручки и ободок дуршлага тонкими темными линиями. Заштрихуйте поверхность дуршлага длинными косыми линиями, меняя их направление, чтобы описать изгибы поверхности. Оставьте не заштрихованными те места, где должны лежать световые отблески. Добавьте отражения на верхней части бутылки.

Теперь тона распределены, а отражения достаточно четко описаны, однако можно улучшить картину. В заключение очистите световые блики от случайных карандашных линий

6. Добавляем падающие тени

Пошаговый урок рисования карандашом - шаг 9

Длинными свободными штрихами нарисуйте падающие предметами тени. Возьмите ластик и сотрите со световых бликов все случайные карандашные линии.

Урок рисования карандашом кухонных предметов - результат урока

А Интересные отражения
Выпуклые металлические поверхности предметов искажают отражения, которые приобретают довольно любопытные очертания.

Б Яркие блики
В тех местах, где должны находиться наиболее яркие световые блики, белая бумага была оставлена не заштрихованной.

В Матовая поверхность
Тень на матовой поверхности дуршлага выглядит более равномерной по тону, чем тени на блестящих полированных поверхностях.

3. Наброски фигуры человека (формат А4 — 5 набросков)

Смотрите задание № 3 по Рисунку для 2 класса (принципы работы такие же)

Живопись

Задание для 1 и 2 класса

Задание: выполнить изображение головы человека живописными материалами.

Задачи: — познакомить учащихся с техникой рисования головы человека;

— учить правильно выбирать поворот или ракурс головы; отработать приёмы рисования головы;

— развивать наблюдательность;

— формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

Оборудование: листы формата А4,А3, графитные карандаши, ластики, краски (акварель,гуащь по выбору), кисти, баночки для воды.

Этапы выполнения:

1.     зрительное ознакомление с объектом изображения с самых различных точек;

2.     определение точки зрения (места), с которой будете рисовать;

3.     анализ условий освещения как формообразующего фактора;

4.     нахождение положения рисунка на листе с помощью маленьких набросков;

5.     последовательная поэтапная работа над самим рисунком и цветом.

 Для начала хочется сказать несколько слов о 2-х главных задачах художественного портрета, а именно — передаче психологического и физического сходства. В этой связи приведу цитату из Л.Н.Толстого, который сказал: «Описать человека нельзя, но можно описать, как он на меня подействовал». И именно ради духовного мира портретируемого, выделения его главных характерных черт, и пишутся художественные портреты!)

Работу над портретом можно разделить на 3 этапа:
 
1. Композиция
2. Рисунок
3. Живопись

КОМПОЗИЦИЯ

Составляя композицию портрета, необходимо подумать о многих вещах, связанных с позой модели, освещением, заранее «увидеть» цветовое решение портрета. 
Точное объяснение композиционных задач мыожно найти у Эжене Делакруа: «В композицию художник должен вносить расположение линий, усиливающее настроение, светотень, действующую на воображение, цвет, соответствующий характеру изображаемого». Это обязательно нужно сделать заранее, для того, чтобы портрет был гармоничным, а каждая его деталь как можно ярче выражала главную тему. 

Для того, чтобы портрет не был плоским, важно заранее продумать 2 перспективы, — линейную и воздушную. Первая закладывается в рисунке, вторая — в живописи. Кроме того, углубление пространства можно усилить перекрыванием предметами друг друга и «развивающимся» фоном.
Заранее следует продумать и цветовое решение портрета: ведущие цветовые и тоновые гармоничные пары, эффектные рефлексы, акценты и фактуры с главной целью: эффектно выделить лицо. 

Известные композиционные приемы: 
Симметрия/ ассиметрия
Контрасты (свето-тени, фактуры, цвета, контуров, размеров)
Вертикали/ горизонтали/диагонали
Ритм (цветовые пятна, пустоты, повторяемость элементов).

РИСУНОК

В соответствии с выбранной композицией строится рисунок. 

5 основных опорных точек для построения плечевого пояса:
1) Яремная впадина (между ключицами) — месторасположение этой точки на портрете определяется в самую первую очередь. Из этой точки проводится основная вспомогательная вертикальная ось, на которой определяются те точки лица, которые в этом осью пересекаются.
2) Положение подбородка относительно яремной впадины и основной вертикальной оси.
3) Положение уха: на оси, совпадающей с направлением грудинно-ключично-сосцевидной мышцей, которая тянется от яремной впадины к уху.
4) Положение переносицы, которая является основной опорной точкой построения лица, да и всей головы.
5) Основание носа.
 После того, как основные точки, линии и пропорции плечевого пояса определены, можно приступать к построению головы.
Опорные точки для построения черепа:
1) От точки переносицы — главной опорной точки головы — проводятся вертикальная и горизонтальная оси, каждая из которых делит голову на 2 равные части.

 2) Определяется месторасположение глазничных впадин, крайние точки которых ширине лицевой части головы

 3) Определяется ширина черепа , которую нужно передать в сокращении. 
4) 3 равные части лицалоб (от линии роста волос до бровей), «маска» (от бровей до основания носа) и нижняя часть (от онования носа до нижней точки подбородка).
5) Другие опорные точки определяют ширину носа, скулы, линию зубов и др.

Основные пропорции головы (стандарт):
— Высота лица составляет три четверти (3/4) от общей высоты головы.
— Ширина головы на уровне глаз составляет две трети (2/3) высоты головы.
— Ширина нижней челюсти составляет три четверти (3/4) ширины головы (в самом широком месте головы)
— Глаза расположены на линии переносицы, проходящей ровно посередине между макушкой и кончиком подбородка
— Ширина глаза — 1/5 ширины головы.; расстояние между глазами равняется одной ширине глаза
— Основание носа (его широкая часть) расположено на расстоянии 1/2 ширины головы от кончика подбородка
— Ширина основания носа равна ширине глаза
— Подбородок занимает 1/2 нижней части лица
— Рот расположен на линии, удаленной от кончика подбородка на 3/8 высоты головы, или, иначе, на 1/4 ширины головы вверх от кончика подбородка. Ширина рта равняется 1,5 ширины глаза.
— Верхняя граница уха лежит на одной линии с верхней границей брови, а мочка уха обычно находится на одном уровне с ноздрями
— Ухо начинается на линии, обозначающей середину между лицом и затылком 
— Ширина шеи — 1/2 от ширины головы; расстояние от кончика подбородка до яремной впадины колеблется от 1/4 до 1/3 высоты головы.

Важно помнить, что голова и лицо состоят не из линий, а из плоскостей, прилегающих друг к другу и описывающих объемы. 
Простые формы, к которым приближены голова и части лица:
Голова — яйцо острым концом вниз
Нос — трапециевидная призма
Глазное яблоко — шар
Нижняя губа — валик
Ушная раковина — фасолина
Важное правило: парные формы лица (глаза, брови, скулы, уши) рисуются одновременно, постоянно сравниваясь между собой!

ЖИВОПИСЬ

Некоторые «законы» и приемы живописного написания портрета:
1. Портретное искусство не ставит целью фотографическое сходство: требуется глубокая психологическая передача образа, умение выделить самое главное, характерное в модели. 2. Законченность живописного портрета состоит не в мелкой проработанности деталей, а в выразительной передаче красоты натуры 
3. Форма — это объем, состоящий из многочисленных плоскостей. каждая из которых освещена по-разному 
4. Парная красочная прописка лица
5. Постоянное сравнивание каждой детали со всей формой для достижения максимальной целостности; именно целостность позволяет не разрушить общий объм головы и достичь портретного сходства. П. П.Чистяков: «Когда рисуешь глаз, смотри на ухо»
6 Реалистичное исполнение: применение живописной системы отношений (верная передача цвета, тона, яркости оттенков натуры в единстве с освещением)
7. Погружение человека в воздушную среду, задающуюся фоном
8. Многоплановость в портрете: 
— линейная и воздушная перспективы; 
— выявление в лице планов цветом и фактурой (ближнего, среднего, дальнего)
— применение в теневой части головы и лица приема non finito: постепенное исчезновение деталей, таяние контуров форм, постепенное их сближение с фоном
9. Применение черного видоискателя (стандартный азмер 5 х 7 см), позволяющего не только определить лучшую композицию, но и служащего, одновременно с белым холстом, камертоном цвета и тона
10. Закон контраста: 
— ахроматических цветов
— светотени
— крупных цветовых пятен 
— лица и фона
— фактур и контуров
— акценты
11. Прием эмоционально окрашенного и тепло-холодного разработанного фона, уводящего вглубь картины и придующего ей особое движение и трепетность. 
Б. Йохансон: «Не следует увелкаться яркими … фонами, убивающими звучание тонкого колорита тела».
12. Минимальное использование белил; темные краски лучше высветлять светлыми красками других энергичных оттенков: желтыми, охрой, салатовыми и пр.
13. Движение от самого светлоо к самому темному на лице и в портрете в целом
14. Приемы соединения красок:
— прием «воздушного» (сухого) мазка
— прием мозаичного расположения мазков
— механическое смешивание на палитре
— лессировка

Простая палитра лица:
— белила если работа выполнена гуашью
— кадмий желтый
— охры
— английская красная
— краплак
— зеленая земля
— умбры
— сиены
— кобальт
— ультрамарин
— ван дик коричневый
— кость жженая, сажа газовая

Этапы работы над портретом:

1. Перенос рисунка на основу

2. Свето-тональный 2-х или 3-цветный подмалевок

3. Определение натурального (локального) цвета лица и волос, являющихся главной точкой отсчета всего цветового строя произведения
4. «Раскладывание» на палитре всех цветовых пятен на разделы: свет / тень/ полутень/ рефлекс, располагая их на палитре в той же последовательности, что и в натуре
5. Начинать писать с той части лица, которая наиболее ясна
6. Прокладка крупных плоскостей цветовыми оттенками (широкие кисти)
7. Постепенное уточнение форм
8. Детальная проработка
9. Обобщение

Пример выполнения работы гуашью

Пример выполнения работы акварелью

Задание для 2 класса

Тема: «Натюрморт на контрастные сочетания цвета с контрастным фоном»

Цели:

1.Закрепление понятия «локальный цвет». Постановка глаза на восприятие цветовых отношений больших локальных пятен. Определение контраста между предметами и фоном.

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить полученные знания о свойствах акварельных красок;
  • формировать умение согласовывать цветовые сочетания, интерес и потребности в использовании цвета в творчестве через эмоционально-образное изучение возможностей цвета;
  • формировать навыки последовательного ведения живописной работы.

Развивающие:

  • развивать умения обучающихся воспринимать цвета и правильно воспроизводить их по трем параметрам: цветовому тону, насыщенности и светлоте

Воспитывающие:

  • Воспитывать творческое отношение к изобразительной деятельности;
  • Воспитывать эстетический вкус, умение видеть прекрасное в окружающей жизни, усидчивость, аккуратность.

Рекомендации по организации и методике изучения темы.

  • изучение теоретических и практических основ цветоведения осуществляется в тесной взаимосвязи с показом практического использования их в творчестве мастеров живописи;
  • формирование целостного представления о многообразии цвета осуществляется посредством изучения свойств локальных (простых, сложных) цветов и их оттенков при доминантном изучении свойств одного какого-либо цвета в каждом тематическом блоке уроков;
  • реализация взаимосвязи процессов восприятия и цветовоспроизведения достигается посредством разработки и введения специальных комплексных упражнений, направленных на формирование умений тонкой зрительной дифференцировки цветовых оттенков и овладение техническими приемами воспроизведения их в изобразительной деятельности;
  • на уроках используются: разнообразный натурный материал, упражнения, учебные таблицы, дидактические материалы;
  • осуществляется индивидуальный подход к формированию цветовосприятия и цветовоспроизведения.

Материалы: бумага формат А3, акварель, кисть для акварели, баночка для воды, палитра, салфетка.

         Натюрморт, жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу. Специальная организация мотива (так называемая постановка) — один из основных компонентов образной системы жанра натюрморта. Кроме неодушевлённых предметов (например, предметов домашнего обихода), в натюрморте изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь, — рыбу на столе, цветы в букете и т.п. Изображение живых, движущихся существ — насекомых, птиц, зверей, даже людей — может иногда входить в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив. Специфика жанра определяет повышенное внимание художника (и зрителя) к структуре и деталям объёмов, фактуре поверхности проблемам изображения. Изображение вещей в натюрморте имеет самостоятельное художественное значение; художник может создать в натюрморте ёмкий, многослойный образ, обладающий сложным смысловым подтекстом. Не всякая группа предметов может называться натюрмортом. Постановка творческого натюрморта должна быть строго продумана в соответствии с учебной задачей и идейным замыслом. Художник, создавая живописными средствами неповторимый мир, заставляет нас переживать, удивляться и радоваться. Не случайно цвет является основой живописи. Цвет помогает по-разному воспринимать и передавать красоту окружающего мира; цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние, цветом можно мыслить и конструировать форму предмета, передавать фактуру и объем. Контраст (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного предмета, явления другому. Использование контраста, контрастирующих черт, красок, характеристик даёт возможность резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны предмета, вещи, пейзажа. “Контрастный натюрморт по цвету” – это натюрморт, в котором цвета, взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге находятся напротив друг друга.

 Например: красный-зеленый, желтый-фиолетовый, синий-оранжевый. Явление “цветового контраста” заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов. Например: красный помидор будет выглядеть краснее на фоне зеленой петрушки. Цвет предметов мы воспринимаем в зависимости от окружающего фона. Белая скатерть покажется голубой, если на нее положить оранжевые апельсины, и розовой, если на ней окажутся зеленые яблоки. Это происходит потому, что цвет фона приобретает оттенок дополнительного цвета по отношению к цвету предметов. Серый фон рядом с красным предметом кажется холодным, а рядом с синим и зеленым – теплым. Пример цветового контраста. Хроматическим контрастом называется изменение цветового тона или насыщенности цвета под действием соседних хроматических цветов. Чем светлее тональные отношения, тем сильнее контраст. а) если хроматический цвет находится на фоне своего дополнительного цвета, то он сохраняет свой цветовой тон и приобретает большую насыщенность. Например, желтый цвет на фиолетовом кажется ярче, чем на любом другом хроматическом цвете. б) если серая фигура окружена хроматическим фоном, то цвет ее приобретает оттенки дополнительного цвета к цвету фона. Например, серый фон на зеленом фоне приобретает розовый оттенок, и наоборот – на красном он зеленеет. Любой предмет в натюрморте имеет цветовую характеристику и обладает определенной светлотой, т.е. тоном.

При выполнении работ в цвете мы так же должны стремиться передать: — объем предметов натюрморта; — фактуру предметов (их материальность); — плановость натюрморта (передний, средний и дальний планы).

Теоретический анализ работ художников. Провести анализ натюрмортов и пейзажей по цвету, композиции (конструкции), плоскостям, плановости. (А. Матисс « Красные рыбки», Пьер-Огюст Ренуар «Натюрморт с южными плодами» Густав Олоф Олле «Маки», И. Левитан «Март», «Золотая осень», К. Коровин «На террасе», «Бумажные фонари», К.Моне «Руанский собор»

Последовательность ведения этюда на большие цветовые отношения:

Учебная постановка из предметов быта на контрастном фоне:

  1. Используя метод бокового виденья (восприятия цвета через соседний цвет) прописать фон: смотрим на предметы – чувствуем общий оттенок фона.
  2. Прописать предметы обобщенными локальными пятнами: смотрим на фон – чувствуем цвет предмета.
  3. Написать общий цвет плоскости, концентрируя взгляд на предметах.
  4. Прописать собственные и падающие тени, общим цветовым пятном, концентрируя взгляд на освещенных участках предметов.

Давая понятие о цветовой гармонии, о многообразии цветовых оттенков, холодных и теплых, дополнительных и сближенных цветах, нужно объяснить, что такое тон в живописи, локальный цвет.

Задание

  1. Выполнить этюд  передать цветом объем предметов, соблюдая тональные отношения (светлый предмет на темном фоне, темный предмет на светлом фоне), связать контрастные предметы с окружающей средой, при помощи рефлексов.
  2. Вспомним этапы ведения работы в цвете.

На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта,

На втором этапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. На цвет теней влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.

На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Работа завершена.

         В итоге будет оцениваться, как вы умеете: передавать многообразие цветовых оттенков предмета, лепить форму предмета, передавать освещение, работая над рефлексами, пространство, аккуратно выполнять заливки

Задание для 3 класса

Натюрморт на подоконнике

Задание: выполнить натюрморт на подоконнике, на фоне окна, возможно с элементами пейзажа за ним

Задачи: подобрать предметы, составить натюрморт, выполнить ресунок карандашом, выполнить работу в цвете.

Материалы и инструменты: формат бумаги А3, карандаш, ластик, акварель

Предметы для постановки: любые предметы быта, комнатные растения, цветы.

Натюрморты на подоконниках в живописном и графическом искусстве очень распространены в творчестве художников. В основном частота использования происходит из-за простоты композиционного сюжета. Можно просто не составлять композицию, бывает, что случайные предметы у стёкол окна на подоконнике, уже являются отличной композицией для натюрморта.

Иногда натюрморт на оконном подоконнике также является пейзажным натюрмортом, в этом случае вид из окна является фоновым пейзажем, а предметы, которые находятся на подоконнике – натюрмортом.

Важным фактором при изображении натюрморта на фоне окна является контровой свет.

«Контровый» свет, Контражур (фр. contrejour против света) – вид освещения в изобразительном искусстве, при котором источник света расположен позади изображённого на картинке объекта, а потому ярко высвечивает его контуры. Если автором подразумевается, что источник света сильный, то высвечиваемая фигура изображается силуэтом.

Данный художественный приём довольно популярен в живописи, так как позволяет выделить определенный элемент произведения, как правило, наиболее важный согласно мнению автора живописного полотна.Многие старинные художники применяли контражур в своих произведениях, в современности этот приём стал более распространён в направлении фотоискусства, однако некоторые современные художники-живописцы его также не забыли и периодически изображают контровой свет в своих картинах.

Примеры натюрмортов на фоне окна

Полезные ссылки:

КАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВИТЬ И НАРИСОВАТЬ НАТЮРМОРТ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ГАРМОНИЧНУЮ КАРТИНУ СМОТРЕТЬ

Натюрморт поэтапно СМОТРЕТЬ

Примеры работ художников

СМОТРЕТЬ

Натюрморт с цветами на подоконнике видео

СМОТРЕТЬ

Изображение фигуры человека (живопись)

Задание: этюд фигуры человека живописными материалами

материалы и инструменты: бумага формата А3, карандаш, ластик, акварель или гуашь, кисти, палитра.

задача: формирование умений и навыков самостоятельного выполнения портрета человека ( фигура) живописными материалами

            Фигура человека – самый сложный в конструктивном плане объект для изображения. Множество разнообразных форм и фактур в одежде, волосах и теле, анализ анатомической конструкции тела, неоднородность окраски кожи добавляют дополнительные сложности как в живописном, так и в тональном изображении.

            Важную роль в живописном этюде играет подготовительный рисунок, так как наспех сделанный рисунок приведёт к неточностям и лишней грязи при исправлениях кистью. В ходе выполнения этюдов фигуры с натуры решаются и композиционные задачи. Здесь решаются такие общие, обязательные для всех учебных этюдов вопросы композиции, как передача движения натуры, общая выразительность постановки и ее пластический замысел, соотношения основных цветовых и тональных акцентов, а также передача направленности световых лучей.

            Одежда рекомендуется простая, хорошо облегающая анатомические формы, активная и определенная по цветовым отношениям, но не пестрая. Фон выбирают гладкий, нейтральный по цвету. В первых постановках лучше, когда теневые места натуры будут темнее фона, а освещенные несколько светлее.

            С первых занятий нужно обратить внимание на выбор места для работы. Так, например, некоторым учащимся, вяло передающим цветовые отношения, полезно писать модель с того места, где отношения света и тени значительно контрастнее. И наоборот, тем, у кого живопись обычно слишком жестка и контрастна, можно рекомендовать писать эту же натуру с освещенной стороны, где удобнее вести работу на тонких градациях.

            При изображении фигуры в интерьере дополнительно решаются задачи взаимосвязи окружающего фона и передачи плановости. Фон, его детали должны раскрывать тематику задания. Необходимо продумать позу, по возможности детали костюма, антураж. В постановке нужно найти тесную сюжетную взаимосвязь между фигурой и окружающими ее предметами. Интерьер мо­жет быть очень простым, ограниченным углом комнаты, ширмой и т. д. Лучше подбирать все постановки спокойными по цвету, без пестрых тканей. В то же время на переднем плане среди предметов и натюрморта могут быть и яркие овощи, полотенце с несложным узором, а в одежде натурщика — контрастные сочетания тонов. Верно найденные детали обстановки могут помочь в углубленной характеристике изображаемого человека.

        Характер постановки должен быть согласован с цветовыми и пластическими особенностями лица, рук, тела. Поза, движение торса, головы, рук должны быть выразительными и в то же время простыми, естественными, а точка опоры фигуры — точной и устойчивой. Важно, чтобы освещение и окружение фигуры подчеркивало и выявляло колорит тела, большую форму, ее цельность. Не следует перегружать постановку драпировками или какими-либо предметами с целью подчеркнуть бытовую обстановку или профессиональную принадлежность. Надо стремиться к лаконичности антуража. Начинать работу над этюдом следует с визуального анализа характера натуры, ведущих тонально-цветовых отношений, а затем переходить к поиску композиции. Результаты такого анализа необходимо фиксировать в цветовых или графических набросках, выполненных с разных точек зрения. К рисунку фигуры, портрета предъявляются специфические требования. В первую очередь это требования большой точности в передаче индивидуальных черт и особенностей человека. Ошибки в передаче пропорций, конструктивного строения — и перед нами изображение, только отдаленно напоминающее позирующую модель. А. Е. Архипов говорил, что живописец, в особенности портретист, должен отлично владеть рисунком «Если не умеешь хорошо рисовать, — подчеркивал он, — то не надо писать красками; без отличного владения рисунком живописца из тебя не выйдет». Таким образом, чем точнее будет рисунок, тем успешнее можно решить живописные задачи. Крепкий рисунок скорее приведет к верной и законченной живописи. А. М. Врубель отмечал, что работа, хорошо нарисованная, уже несет в себе возможность быть хорошо написанной.

        Фигура человека симметрична. Парность форм и частей условно выявляется средней линией. В соответствии с движением (ракурсом), пространственным положением фигуры по отношению к рисующему мы видим эти части неодинаковыми, а в большем или меньшем сокращении одной относительно другой. Поэтому прежде всего важно передать общее движение фигуры и в соответствии с ним — взаимосвязь, видимые изменения форм. Если движение модели не понятно, а значит, и не передано, то неизбежны ошибки в передаче пропорций, конструкции, следствием которых будет неправильное тонально-цветовое решение формы. Процесс изображения превращается в приблизительное срисовывание предметов по контуру. Таким же принципом построения парных форм надо руководствоваться и при изображении головы.

        В тесной взаимосвязи с общим движением фигуры находится выразительность ее позы, жеста, мимики лица. Л. Н. Толстой как-то заметил, что внутреннее состояние человека проявляется не столько в лице, сколько в позе. Конечно, чувства прежде всего отражаются на лице и особенно в глазах — «зеркале души». Говорят, руки — второе лицо человека. И они действительно Должны рассматриваться художником как пластический образ. Их форма, анатомия, размер, цвет, жестикуляция могут многое рассказать о характере человека, его профессиональной деятельности и душевных переживаниях. При изображении рук следует добиваться такого же «портретного» сходства, как и в живописи головы, лица. Недаром Рубенс подчеркивал, что о мастерстве художника можно судить по тому, как нарисованы и написаны руки. Вместе с тем в учебных работах чаще всего руки бывают переданы весьма схематично, приблизительно.

        Чтобы не допустить тональной и цветовой путаницы, в процессе работы надо все время сравнивать тень с тенью, свет со светом, а затем тень с полутоном и светом. Опытные мастера советуют писать тень одновременно с каким-либо темным предметом. Темное прокладывается, по возможности, в нужную силу, звучно, в то время как пятно остается как бы прозрачным, воздушным.

        Это может быть достигнуто за счет тонкого (без белил) живописного слоя, через который просвечивает грунт холста, а также благодаря гармоничному чередованию теплых и холодных оттенков цветов, в сочетании которых хорошо бы читалась тонкая игра рефлексов. Отношения тонов полезно вначале построить на палитре, по возможности точнее подбирая к найденному темному тону смеси других тонов и полутонов, вплоть до самого светлого. И так, строя отношения тонов один к другому, «привязывая» к ним окружение, следует писать весь этюд.

        Проработав большие отношения формы, можно обратиться к деталям, определить их роль, место, соподчиненность с целым. Деталь, подчиненная целому, выявляет характерные особенности натуры. Отсутствие деталей, подробного и тщательного анализа формы придает этюду вид эскиза. При живописном изображении фигуры важно учитывать закономерности воздушной перспективы. Безусловно, в интерьере, натюрморте, портрете они менее ярко выражены, нежели в пейзаже с многоплановыми далями. Большое значение здесь имеет так называемая световая перспектива. В пейзаже нельзя, например, с одинаковой контрастностью, детализацией, насыщенностью цвета лепить объем предметов, находящихся на первом и дальних планах.

        Пространственное решение отдельной фигуры также обязывает живописца более близкие планы, детали решать конкретнее, внимательно прослеживать касание фигуры с фоном, окружающими предметами. Надо внимательно анализировать, где и как смотрится фигура — четко, контрастно или мягко, каковы переходы освещенных или ярких по цвету частей, деталей в полутон, тень и т. д. Тогда фигура или группа людей на изображении действительно будет смотреться в среде, в глубине пространства. Если же все очертания формы предмета или фигуры писать одинаково четко, то впечатление пространства не будет достигнуто. На переднем плане четко и определенно решаются материальные и фактурные характеристики лица, волос, одежды, предметов, цветовые и тоновые контрасты, все многообразие оттенков тона и цвета. Лицо и руки всегда, как отмечалось, прорабатываются более внимательно, нежели аксессуары постановки, фон. Завершить этюд не просто, и сделать это надо вовремя. Как правило, учащиеся не умеют увязывать начало работы с ее окончанием. Разрабатывая детали, начинающие все дальше уходят от первоначального цветового подмалевка. Появляется дробность, запутанность цветовых отношений. Избежать этого можно, если в работе придерживаться первоначального замысла, все время держать в поле зрения целое, а также пользоваться подготовительными материалами — набросками, этюдами, эскизами.

        В процессе работы надо постоянно заботиться о целостности больших масс, отношений в тоне и цвете, не увлекаться многочисленными подробностями натуры (например, складками одежды, фона, драпировки), выявлять самое характерное, крупное.

После проработки деталей должно оставаться время, чтобы окончательно привести этюд к цельности, обобщить: объединить светом или тенью мелкие подробности одежды, усилить или «успокоить» слишком яркие пятна цвета, уточнить рисунок, согласованность частностей и целого, влияние освещенности, воздушной среды на колористическое единство и эмоциональную выразительность изображения.

Акварельная живопись

        При работе акварелью на бумаге сначала наносится легкий карандашный рисунок всей фигуры или портрета натурщика. Затем выполняются акварельные прокладки больших поверхностей с целью предварительной цветовой подготовки для последующих покрытий. За одно покрытие в акварельном этюде трудно достичь необходимой силы тона, так как при высыхании ослабляется насыщенность набранного тона. Последующие прокладки определяют полутона, рефлексы и, наконец, наиболее сильные теневые участки. Достоинство акварельной живописи состоит в прозрачности, свежести красочного слоя. В силу своей подвижности она позволяет применять различные приёмы – вливать один цвет в другой, делать широкие заливки больших плоскостей, прорабатывать мелкие детали. Этюды выполняются в два – три слоя. Собственный (локальный) цвет натуры в тени подчиняется сложным законам дополнительных отношений цвета и принципу теплохолодности. Нельзя писать тень в виде глухого, однообразного темного пятна. На ее тонально-цветовое решение большое влияние всегда оказывают рефлексы, т. е. отраженный свет. Особенно это заметно в условиях пленэра при ярком солнечном свете. В помещении рефлексы на предметах хотя и менее ярко выражены, но также должны учитываться. Но излишне увлекаться рефлексами не следует. Рефлекс принадлежит тени и не должен спорить ни со светом, ни с полутоном.

Гуашевая живопись

        Гуашевые краски лишены прозрачности, они обладают кроющей способностью, ввиду чего дают ровное покрытие и матовую бархатистую поверхность. В этой технике также можно применять разнообразные приёмы. Так, в работе над этюдом одетой фигуры нужно использовать живопись мазком, сочетать тонкослойные и пастозные покрытия. При этом работать лучше более жёсткими кистями, такими как колонковые или щетинные. Также из-за особенностей кроющих способностей в первых прописках не рекомендуется брать белила, иначе живопись получится разбелённой. Палитру красок следует ограничивать. Достаточно иметь такие краски: белила, охру светлую, кадмий желтый средний, английскую красную, умбру натуральную, сиену натуральную, кобальт синий, окись хрома. Использование большого количества, особенно ярких красок, приводит к пестроте, дробности формы и изображения, а неумелое их смешение ведет к жухлости живописи, к перепискам этюда.

        Важный этап в выполнении длительного этюда — работа над подмалевком (первая прописка). В нем закладывается основа цветового решения этюда, намечается методика его технического исполнения. В подмалевке в обобщенном виде определяются большие тонально-цветовые отношения между основными, ведущими цветами натуры, отношения тени, света, полутона, рефлекса. Краски следует наносить большой кистью тонким слоем, чтобы подмалевок просох и был готов к работе возможно быстрее. Палитру красок следует ограничивать. Достаточно иметь такие краски: белила, охру светлую, кадмий желтый средний, английскую красную, умбру натуральную, сиену натуральную, кобальт синий, окись хрома. Использование большого количества, особенно ярких красок, приводит к пестроте, дробности формы и изображения, а неумелое их смешение ведет к жухлости живописи, к перепискам этюда. Вот почему нельзя делать подмалевок приблизительно, условно. В дальнейшем это приведет к ошибкам в цветовом решении этюда, к лишним перепискам. Краски следует наносить большой кистью тонким слоем, чтобы подмалевок просох и был готов к работе возможно быстрее. Исключительно важно определить общий силуэт, тональность фигуры по отношению к фону, окружающему пространству. Надо обращать внимание на то, что одна и та же драпировка рядом с освещенной частью натуры будет казаться несколько темнее, а в соседстве с ее темными местами несколько светлее. В связи с этим надо внимательно отнестись к решению главной живописной задачи — написать предмет в среде — и в соответствии с этим проследить касание фигуры с фоном в целом. Резких границ между фигурой и фоном быть не должно, особенно в затемненных местах. Удаленные от источника света и от рисующего части фигуры решаются более обобщенно, мягко.

        Наметив в подмалевке отношения основных тонально-цветовых характеристик натуры, теневых и освещенных мест фона, можно переходить к моделировке формы. При любом способе письма надо стремиться к выявлению физического объема и материальных качеств предмета. Лепка формы должна быть уверенной, мощной, разнообразной. Тени, рефлексы, фон решаются обобщеннее, мягче, прозрачнее, освещенные места лепятся корпусно. На освещенных участках, в полутонах анализ формы по цвету, тону, контрастам, рельефу должен быть подробнее, нежели в тени. При рассмотрении группы предметов или фигуры можно заметить, что детали, которые находятся в тени и освещены лишь отраженным светом (иногда очень слабым) , сливаются с общей массой, выглядят обобщенно и в выявлении формы принимают мало участия. На свету, а также в тени одни участки относительно соседних постепенно темнеют или светлеют до самого светлого (до блика), изменяясь соответственно в цвете. В живописи освещенных мест в светлых смесях всегда должен чувствоваться тот или иной цвет, цветовой оттенок, а не белильность. Но и цветовое пятно, неверно взятое в тоне, также оставляет впечатление разбеленности.

            В живописи гуашью не надо заботиться о том, чтобы сохранять чистой бумагу для решения освещенных участков, так как гуашевые белила в смесях с различными цветами легко перекрывают уже закрашенные поверхности. Поэтому гуашью удобно наносить, например, узор при изображении натурщика в национальном костюме.

Основные ошибки

            В работах начинающих художников часто наблюдается отсутствие цельности, разбелённость живописи, неумение и боязнь взять тот или иной участок в полную силу тона. Особенно часто это встречается при решении освещенных мест, когда все части формы берутся одинаково светло, без учета того, что некоторые участки несколько повернуты от источника света и, следовательно, должны быть темнее. Иногда же светлые поверхности и блики учащиеся оставляют белыми, что не выявляет ни формы, ни нюансов светотени. Грубой ошибкой является попытка теневые места решать тем же цветом, что и освещенные, только утемнив его. Другая ошибка — составление тона для теневых мест путем примеси черной краски. В действительности, освещенные и теневые места различны по цветовым характеристикам, хотя иногда могут иметь местами близкие тона. Также прокладывая теневые места по не высохшему слою краски, локальный цвет вымывается холодными тонами. При большом числе покрытий акварель теряет прозрачность, появляются грязные места.

ПРОПОРЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Живопись, станковая композиция

            Мы видим людей вокруг себя каждый день, видим свое отражение в зеркале, но отчего-то именно изображение человеческого тела дается мастерам изобразительного искусства с таким трудом. А ведь чтобы правильно изображать людские фигуры, Вам необходимо знать пропорции человека для рисования. Именно с изучения основ пластической анатомии, соотношения отдельных частей тела друг с другом начинается творческий путь любого творца искусства.

            Наша внешняя оболочка многогранная и красива, особенна и в то же время обладает общими, присущими каждому индивиду чертами. Так давайте же разберем основополагающие моменты, касающиеся пропорций тела человека, которые так необходимы для рисования.
            На сегодняшний день разработано около десятка различных методик и подходов, чтобы определить «идеальную человеческую фигуру». Все они имеют право на существования, ведь люди – не копии друг друга, а индивидуальные личности. Но мы разберем наиболее популярные способы расчёта пропорций человека для рисования, которые подходят для начинающих.
Стоит запомнить, что в живописи тело человека делят на восемь частей:

  1. Голова (от макушки до подбородка).
  2. Верхняя часть грудной клетки
  3. Нижняя часть грудной клетки .
  4. Таз
  5. Верхняя часть ноги (до середины бедра).
  6. Нижняя часть ноги (до колена).
  7. Икроножные мышцы.
  8. Голень и стопа.

            Благодаря такому разделению художнику гораздо легче рисовать пропорциональных людей. Появляются точки отсчета, ориентиры, которые помогают карандашу двигаться в правильном направлении.

            Первое, что бросается в глаза при взгляде на человека – его рост. Эталонной единицей его измерения в изобразительном искусстве стала голова. К настоящему времени выработалось несколько стандартов такого подхода.
            Первый – нормальный. Такой тип пропорции используется в академической живописи. Вмещает 7 «голов». Второй, недалеко ушедший от него, идеалистический стандарт. Состоит из 8 «голов». Применяется в практике подавляющим большинством художников современности. Именно его мы назовем «золотым». Используя такой подход, довольно легко поделить человеческое тело на восемь равных частей, о которых мы говорили выше.

            Следующие два типа тоже достаточно интересны – модельный и героический. Первый состоит из 8 с половиной «голов», а второй из 9. Люди, изображенные с их помощью, выглядят действительно подиумными моделями или мифическими героями с исполинским ростом. Присмотритесь к каждому из способов и поэкспериментируйте с ними. Внешний вид получившихся у вас людей будет заметно отличать друг от друга. Это поможет освоить данный навык, понять, какой из методов подходит именно Вам.

            Итак, наметьте на листе места, где будут располагаться макушка и пятки будущего человека. Проведите между точками вертикальную линию и разделите ее на 8 равных частей. При этом первая линия должна проходить на уровне подбородка, а последняя – стоп. Высота каждой части, как мы помним, составляет голову.
Расстояние между самыми удаленными точками (плечами) равняется высоте 2,3 головы. Уже проведенной вертикальной линией мы делим ее пополам. Также необходимо запомнить следующие ключевые моменты:

  • ширина талии равна целой голове, при этом у мужчин она находится ниже, чем у женщин;
  • локти располагаются на уровне пупка, а пальцы рук доходят до середины бедра;
  • бедра уже плеч;
  • туловище женщин имеет округлые очертания, в то время как мужчины трапециевидны и угловаты;
  • рука от локтя до кончиков пальцев равна по длине ноге от колена до пятки;
  • шея – не цилиндр, а поэтому сужается книзу, а переход от нее к плечам должен быть трапециевидным;
  • не забывайте про естественные изгибы тела!

            Чтобы хорошо понять последний пункт, нужно уделить немного времени изучению мышечных групп человеческого тела. Благодаря им мы не выглядим ровными геометрическими фигурами, а имеем плавные и красивые очертания. Для расчёта длины стоп и ладоней для рисования используют также пропорции головы человека. Подошва ноги и ладонь мужчины занимают большую ее часть, у женщины соответственно меньшую.
            Измерение пропорций лица человека для рисования проводится с помощью длины указательного пальца. Именно ей соответствует высота уха, расстояния между зрачками, от внутреннего угла одного глаза до наружного края другого, от подбородка до кончика носа, от бровей до линии роста волос. Конечно, в одной статье трудно вместить все нюансы рисования человеческой фигуры. К тому же, многое приходит с опытом, так что дерзайте. Не бойтесь пробовать и ошибаться, главное – желание, и тогда у Вас точно все получится!

Фото взяты из свободных источников

Материалы взяты из источников:

https://master-klass.livejournal.com/131790.html

https://www.livemaster.ru/topic/1243337-pishem-portret-v-tehnike-akvarelnoj-zhivopisi

https://izokurs.ru/blog/proportsii-cheloveka-dlya-risovaniya/

https://izokurs.ru/blog/kak-narisovat-telo-cheloveka/

http://www.uroki-risovania.ru/risuem_figuru_cheloveka_4.html

ССЫЛКИ НА ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ И ТРАНСЛЯЦИИ

☑

Эрмитаж
https://bit.ly/33nCpQg

☑

пятичасовое путешествие по Эрмитажу, снятое на iPhone 11 Pro одним дублем в 4К
https://bit.ly/39VHDoI

☑

 Metropolitan Opera анонсировала бесплатные стримы Live in HD со следующей недели каждый день, в понедельник Кармен, в четверг Травиата, 22-го Евгений Онегин
https://bit.ly/2TTSr1f

☑

 Венская опера тоже проводит бесплатные трансляции на период карантина
https://bit.ly/39OINlQ

☑

До 15 апреля бесплатная подписка на «Радио Arzamas»
по промокоду КАРАНТИН
https://arzamas.academy/promo

☑

Трансляции балетов Большого театра, 29 марта «Ромео и Джульетта» Прокофьева
https://www.bolshoi.ru/about/relays/

☑

 проект Гугла Arts and Culture
https://artsandculture.google.com/

☑

 Амстердамский музей Ван Гога с функцией google street view:
https://bit.ly/2TRdiSQ

☑

 Третьяковская галерея
https://artsandculture.google.com/…/the-state-tretyakov-gal…

☑

 Музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum), Вена
https://bit.ly/3d08Zfm

☑

 цифровые архивы Уффици
https://www.uffizi.it/en/pages/digital-archives

☑

 Лувр
https://bit.ly/2WciGBi
https://www.louvre.fr/en/media-en-ligne

☑

 Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
https://bit.ly/2IOQDjq

☑

 Британский музей, онлайн-коллекция одна из самых масштабных, более 3,5 млн экспонатов
https://www.britishmuseum.org

☑

 Британский музей, виртуальные экскурсии по музею и экспозициям на официальном YouTube канале
https://www.youtube.com/user/britishmuseum

☑

 Прадо, фото более 11 тысяч произведений, поиск по художникам (с алфавитным указателем) и тематический поиск
https://www.museodelprado.es

☑

 музеи Ватикана и Сикстинская капелла
http://www.vatican.va/various/cappelle/sistina_vr/ind..

☑

 Метрополитен-музей, Нью-Йорк
https://www.metmuseum.org

☑

 онлайн-коллекция нью-йоркского музея современного искусства (МоМА), около 84 тысяч работ
https://www.moma.org/collection/

☑

 онлайн-коллекция музея Гуггенхайм
https://www.guggenheim.org/collection-online

☑

 музей Сальвадора Дали
https://bit.ly/33iHVmX

☑

 видео-галерея NASA, недлинные видео в высоком разрешении https://www.nasa.gov/co…/ultra-high-definition-video-gallery

☑

 Смитсоновский музей
https://www.si.edu/exhibitions/online

☑

 Национальный музей в Кракове
https://bit.ly/3d29dT0

☑

 Музей изобразительных искусств в Будапеште
https://bit.ly/3d08L80

☑

 музеи Нью-Йорка — виртуальные коллекции и экскурсии, архивы лекций и рассказовъ самих художников
https://34travel.me/post/nyc-museums»