Версия для слабовидящих
Детская школа искусств № 10
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Сольное академическое пение. Задания для обучающихся (Преподаватели: Балабанова А.Г, Романенко Е.И.)

Задания для обучающихся по классу

«Сольного академического пения» на период дистанционного обучения с 2 по 12 апреля

(преподаватели Балабанова А.Г, Романенко Е.И.)

Уважаемые учащиеся! Убедительно просим Вас в период перевода Детской школы искусств № 10 на дистанционную форму обучения с 2 по 12 апреля ознакомиться с учебным видеоматериалом, представленным на сайте, и выполнить следующие задания по специальности:

1. Посмотреть видеоматериал, представленный в ссылках 1-6, ознакомиться с классификацией оперных певческих голосов, выделить основные моменты пения на дыхании и правил артикуляции, проанализировать их.

2. Посмотреть Международный конкурс юных вокалистов Е. Образцовой, ссылка 7(выбрать выступления, согласно своей возрастной категории). Отметить наиболее понравившееся выступление, объяснить, почему именно это исполнение, на Ваш взгляд, было лучшим. Ознакомиться с выступлениями юных вокалистов на профессиональных конкурсах (ссылки 8-10).

1.Классификация оперных голосов

2. Пение на опоре

3. Дыхание при пении

4. Основные принципы вокальной техники в воспитании молодых певцов, мастер-класс

5. Артикуляционные упражнения

6. Мастер-класс Е.В.Образцовой

7. Международный конкурс юных вокалистов Е. Образцовой

8. Лауреат Международного конкурса «Роза ветров»- 2013г

9. Грант II тур. Академический вокал. Мария Алексеевна Чертихина. ГБУДО «ДМШ им. С.И. Танеева»

10. Академический вокал 2 тур Наумкина А.

Задания на период с 12 по 30 апреля

Смотреть первый и второй урок и быть его участником:

Полина Гагарина. Основы вокала — Видеоурок №1 СМОТРЕТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ

Полина Гагарина. Вокал — Видеоурок №2 СМОТРЕТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ

Задания для обучающихся. Специальность. Часть 2. (преподаватель Балабанова А.Г.)

1 класс :

Турова Варвара

1)Выполнение дыхательных упражнений:

1. Упражнение «Насос». Встаньте прямо перед зеркалом, расправив плечи. Руки сложите замком и положите их на низ живота. При вдохе живот под руками должен подниматься, а при выдохе опускаться. Руками нужно контролировать этот процесс. Следите за тем, чтобы область ключиц не двигалась. Представьте себе, что у вас под руками насос, который наполняется воздухом и выдувает его. Нужно почувствовать руками, что вы вдыхаете глубоко.

2.Упражнение  «Свечка». Сядьте ровно, вытянув руки так, как будто вы держите свечку. Представьте, что пламя располагается напротив вашего рта на расстоянии 20 см. Сделайте вдох животом, следя за неподвижностью плеч и ключиц. Сложите губы трубочкой и выдыхайте мягко и медленно прямо на пламя, стараясь его не задуть. Выдох должен быть непрерывным, что бы огонь постоянно колебался. Чем дольше вы сможете заставлять пламя колебаться и не гаснуть, тем лучше.

3. Упражнение «Домкрат». Лягте на кровать. Подышите спокойно диафрагмой. Затем возьмите книгу,  и положите ее на живот. Нужно вдыхать и выдыхать, поднимая её животом. Дыхание должно быть медленное и ровное. Плечи не должны подниматься.

4. Упражнение «Раздувание огня». Представьте себе, что перед вами угли. Ваша задача, сделав правильный вдох, раздувать их в течение минуты. И делать это нужно с силой, будто вам надо добыть из них огонь, во что бы то ни стало. При этом упражнении может начать кружиться голова, это происходит из-за гипервентиляции легких. Не забывайте делать перерывы на 2-3 минуты.

1)«Летняя песенка» —учить текст наизусть, обратить внимание на ритмический рисунок, разбирать песню по нотам и со словами.2)«Мир-это детство»- знать песню наизусть, обдумать характер звучания каждой фразы, выстроить логику каждого куплета, следить за интонацией и «лёгкостью» исполнения фраз, начинающихся с нисходящего движения мелодии. Петь под «минус» по ссылке Мир — это детство (первая композиция).

Записать своё исполнение в аудио или видео формате. Отправить преподавателю.

3)«Грустный журавушка»- выразительно прочесть текст с логическими ударениями по фразам и предложениям, поработать над чёткостью произношения согласных звуков (согласные — чётко проговариваются, гласные- пропеваются).

2 класс:

Протченко Анастасия

Выполнять упражнения для развития подвижности мышц нижней челюсти:

1. Свободно опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока между

зубами не будет промежуток в 2 пальца. (упражнение выполнять аккуратно, без резких движений и «специального» давления нижней челюстью вниз, во избежание зажимов).

2. Открыть рот, подвигать челюстью в стороны (спокойно, без рывков!) почувствуйте свободу этого движения. Делать упражнение нужно перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость.

3. Упражнение «зевок». Перед зеркалом имитируем зевок с открытым ртом, (нижняя челюсть должна опускаться плавно). Это упражнение расслабляет гортань, которая контролирует голосовые связки.

Упражнения на постановку правильного дыхания:

1.Лечь на спину, руки положить на боках. Большие пальцы направить в центр живота. Вдыхать и выдыхать, стараясь дышать только животом, (не зажимать спину и плечи).

2. Вдохнуть в живот и задержать дыхание. Начать считать: раз, два, три, четыре, пять… Медленно, в полный голос и сколько получится. Обыкновенно получается около пятнадцати раз (возможно больше). Главное — между цифрами не выдыхать и оставаться на задержанном дыхании. Если ежедневно выполнять это простое упражнение, то дыхание постепенно «удлинится».

3. Попробуйте взять удобный для вас звук и исполнить его на слог “а” или “с” с придыханием (отрывисто), как будто небольшой воздушный шар спускает свой воздух (также этот звук похож на тот, который вы производите при испуге), и попытайтесь как бы “написать” им ровную линию, удерживая звук в его длительности. Зафиксируйте, как аккуратно вы выпускаете воздух. Внутреннее давление: оно стабильное, небыстро расходуется и его надолго хватает. Это упражнение научит вас расходовать воздух в минимальных количествах.

1)«Вечерняя песня»— знать произведение наизусть, работать над динамическими оттенками (опираясь на нотный текст и логику литературного текста) и протяжностью исполнения гласных звуков. Помним! Более тихое звучание требует более твёрдой дыхательной «опоры», дыхание подаём дозировано, воздухом не переполняемся.

2)«Любим мы бродить по лужам» — играть мелодию произведения в медленном темпе по частям, особое внимание обратить на ритм. Проговаривать текст нараспев (речитативом) для выработки свободно льющегося, напевного звука (кантилены). Обязательным моментом при пении произведения является связное, опёртое на дыхание исполнение всех окончаний с предыдущим слогом («все мои друзья гуляют↑…»и т.д.) Петь под аудио-композицию по ссылке Любим мы бродить по лужам С.Смирнов

Записать своё исполнение в аудио или видео формате. Отправить преподавателю.

3)«Что такое Родина?» -знать произведение наизусть, продумать кульминацию(наивысшую точку развития) каждого куплета ;следить за напевностью каждой фразы (они должны быть связные. максимально протяжные, за счёт пропевания каждой гласной и чёткого произношения согласных звуков).

Степанова Арина

1. «Под липами»- ритмически проработать 2ю часть произведения. Обратить внимание на динамические оттенки, указанные в произведении. Петь протяжно, слоги «не рубить». Эмоционально разграничить 2 части произведения между собой, знать наизусть.

2. «Полон музыки весь свет» — работать над чистотой интонации, сольфеджировать мелодию, затем петь со словами a-capella (без музыкального сопровождения), работать над «сглаживанием» мелодических скачков. Перед воспроизведением звуков представлять мысленно каждый звук и сочетания звуков.

Выполнять упражнения на выработку чистоты интонации:

1.Произнесите междометия, выражая голосом разные чувства:

Усталость: У__________Ф___________!

Отвращение: Ф__________У___________!

Презрение: Ф__________И___________!

Испуг: А__________X___________!

О__________X___________!

Удивление: О__________Й …

Боль: А__________А__________А_________!

Восторг: О__________О___________!

В__________О___________!

УРА___________!

Повеление: Н__________О___________!

Сомнение: Н__________У__________?

Призыв: А__У__!__Э__Й …! Эгей!! Эге-гей!!!

Укор: Ай-я-яй! То-то!

Сожаление: Ой-ё-ёй!

2. Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства.

• «Открой дверь!» — гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.

• «Пришла!» — с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством.

• «Молодец!» — восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе.

• «Кушать подано!» — ласково, удивленно, вопросительно, с огорчением, восторженно.

3. Чередуйте протяжное и краткое произнесение слогов с изменением силы голоса.

ма ма ма ма

па па па па

та та та та

ба бо бу бы

ла ло лу лы и т.д.

3. «Самая счастливая»- разбирать произведение сольфеджио и со словами, начинать учить наизусть. Пробовать исполнять произведение под «минус» по ссылке «Самая счастливая»

Записать своё исполнение в аудио или видео формате. Отправить преподавателю.

Морозова Елизавета

Выполнять упражнения на правильную постановку дыхания:

1.Упражнение «Смех». Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Попробуем изобразить смех и ощутить, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясница/, живот подается вперед.

2. Упражнение «Активный вдох».Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Вспомните, как вздымаются бока у собаки, дышащей высунув язык, и вы поймете, какого эффекта вы должны добиться. Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.

3. Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц… медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.

Упражнения для исключения мышечных зажимов при пении:

1.Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.

2.Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз , затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.

3.Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево-вправо.

4.Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки поднимаются боковые стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов.

1. «Чудеса»— разбирать произведение, играть и сольфеджировать мелодию (партию сопрано), обратить внимание на ритмический рисунок. Самостоятельно продумать кульминацию каждого куплета и динамические оттенки, исходя из смысловой нагрузки произведения. По мере разбора начинать учить наизусть.

2. «Менуэт Экзоде»-знать произведение наизусть, работать над фразировкой (художественно-смысловое выделение музыкальных фраз в процессе исполнения), исходя из разбора музыкального материала на уроке. Следить за ровностью исполнения в высокой певческой позиции. Тренировать каждую фразу отдельно на одном дыхании, на основе логического смысла произведения. Пробовать исполнять произведение под «минус» по ссылке «Менуэт Экзоде» — без вокальной строки.

Записать своё исполнение в  аудио или видео формате. Отправить преподавателю.

3. «Хрустальные звёздочки»-играть мелодию, работать надо 3ей частью произведения (вступления, интонация), знать наизусть.

Гурина Мария

Выполнять артикуляционную гимнастику, направленную:

А)на тренировку мягкого нёба: упражнение «пасть льва»-имитировать зевок с закрытым ртом так, чтобы нижняя челюсть свободно, без зажимов опускалась вниз, а верхнее нёбо, в форме «купола», поднималось вверх; упражнение «маляр»-расслабленным языком в виде «лопатки» достать до мягкого нёба и вернуться к основанию верхних зубов, повторять упражнение несколько раз; произносить гласные звуки «а,о,у,э,и» с «позёвыванием».

Б)на разработку нижней челюсти: упражнение «противостояние»-нижняя челюсть давит вниз, кулачками слегка поддавливаем снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт; свободные движение вниз-вверх, вперед-назад, движения по кругу (Важно! Упражнение выполняем спокойно, аккуратно, без резких движений, чтобы не получить зажимов).

В)на разработку щёк и лицевых мышц: надуваем и втягиваем обе щёки попеременно; упражнение «полоскание»-перегоняем воздух из одной щеки в другую, затем по верхнюю и под нижнюю губу; упражнение «шарик»-напрягаем губы и щёки, пытаемся пальцами рук преодолеть их сопротивление и вытолкнуть «шарик»-воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть лёгкое покалывание).

Дыхательные упражнения:

1)Короткий вдох через нос, задержка дыхания и медленный выдох со счётом, воздух подаём дозировано, удерживая его мышцами живота.

2)Лечь на спину, руки положить на боках. Большие пальцы направить в центр живота. Вдыхать и выдыхать, стараясь дышать только животом, (не зажимать спину и плечи).

Упражнение «Свечка». Сядьте ровно, вытянув руки так, как будто вы держите свечку. Представьте, что пламя располагается напротив вашего рта на расстоянии 20 см. Сделайте вдох животом, следя за неподвижностью плеч и ключиц. Сложите губы трубочкой и выдыхайте мягко и медленно прямо на пламя, стараясь его не задуть. Выдох должен быть непрерывным, что бы огонь постоянно колебался. Чем дольше вы сможете заставлять пламя колебаться и не гаснуть, тем лучше.

1)«Майская песнь»-знать произведение наизусть, поработать над дикцией, сначала медленно, затем в оригинальном темпе произведения проговорить текст, утрируя каждый слог. Постараться «сгладить» все октавные скачки в произведении, исполняя их отдельно, опираясь на дыхание, второй звук не выкрикивать («всё зелено↑, чуден мир цветов…»). Петь под «минус» по ссылке «Майская песнь»

Записать своё исполнение в аудио или видео формате. Отправить преподавателю.

3)«Чудо»-поработать над чистотой интонации, играть мелодию. Петь a-capella (без сопровождения) по частям, продумать динамику каждого куплета, отталкиваясь от смысловой нагрузки произведения, следить за тем, чтобы при нисходящем движении мелодии, звук не терял высокой позиции и не исполнялся «сипом».

4)«Через фронт летели журавли» —закрепить материал, пройденный на уроках, знать произведение наизусть.

3 класс:

Арсёнова Светлана

1) «Весна»-разобрать произведение сольфеджио и со словами, играть мелодию по частям. Обратить внимание на ритмический рисунок, прохлопать ритм восьмыми длительностями, проговаривая текст произведения вслух. По мере разбора- учить наизусть.  Для более полного понимания произведения прослушать исполнение, пройдя по ссылке «Весна» Кюи

2) «Песня синей птицы»— знать произведение наизусть, работать над интонацией, часть играем, далее проверяем себя без инструмента, поём a-capella (без сопровождения). Если возникают трудности-поём отдельно сложные места, постепенно соединяя в целую фразу. Особое внимание обращаем на окончания фраз в куплете, где мелодия идёт вниз, стараемся  «сгладить» эти скачки. Так же работаем над ними отдельно. Помним, что в припеве поём партию альтов (как разбирали на уроке). Исполняем под «минус» по ссылке Зов синевы

Записываем его в  аудио или видео формате. Отправляем преподавателю.

3) «Победная весна»-закрепить материал, пройденный на уроках, знать произведения наизусть, петь a-capella (без сопровождения), проверяя себя на инструменте.

Выполнять упражнения:

1)Для избавления от голосовых зажимов: упражнение «звукорежиссёр»:  сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником — прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном — держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение около 5 минут несколько раз. За это время вы поймёте, как действительно звучит голос, и вы сможете его улучшить.

2) Упражнение «кью-икс»-:чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» — растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют команды.

3) Упражнение «зевок»:самый простой способ расслабить мышцы гортани — хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

4) Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем — глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд. При этом нужно почувствовать, как работают мышцы живота и как бы «выталкивают» звук вперед.

Анишина Ангелина

1) «Баллада Неле»- знать произведение наизусть, уметь начинать с любого места интонационно чисто, петь a-capella (без сопровождения). Продумать динамику каждой части, согласно разбору на уроке (1я часть спокойная, задумчивая, 2я часть, со слов «молодой рыбак погуляет по морям, да устанет…»-более эмоциональная, взволнованная, соответственно подача звука более твёрдая, чёткая). Работать над дыханием, воздухом не переполняться, корпус не зажимать. Пробовать петь под любую понравившуюся аудиозапись.

2) «Заключительная песенка»-отдельно прохлопывать ритмический рисунок произведения, затем проговаривать текст произведения в ритме. Петь мелодию a-capella,  проверяя себя на фортепиано.(При отсутствии инструмента находим любое удобное приложение с фортепианной клавиатурой на телефоне или компьютере).3) «Салют победы»- знать произведение наизусть, отдельно отработать все восходящие скачки мелодии, стараться петь связанно ( «потому что в этот день когда-то↑…» и т.д.). Помним,о чём песня! Исходя из этого выстраиваем звук (он должен быть объёмным, звонким, не прижатым, поставленным на дыхание). Для этого выполняем ряд следующих упражнений. Пробовать исполнять произведение под «минус» по ссылке САЛЮТ ПОБЕДЫ (ГРЕМИТ САЛЮТ)

Записать своё исполнение в аудио или видео формате. Отправить преподавателю.

1) Упражнение «смех». Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, имитируя смех на слог «ха». Ощутим, как нижняя часть спины /поясница/, живот подаются вперед.

2)Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).

3) Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц… медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.

Румянцев Александр

1) «Охотничья песня»— играть мелодию произведения, петь a-capella (без сопровождения),  проверяя себя на фортепиано.(При отсутствии инструмента находим любое удобное приложение с фортепианной клавиатурой на телефоне или компьютере). Следим за связностью исполнения каждой фразы, слоги не «рубим». Помним! В пении тянутся гласные звуки, согласные- чётко проговариваются. Знать произведение наизусть.

2) «Сердце отдай России»— проговаривать текст произведения в ритме, обращать внимание на залигованные ноты. Знать песню по нотам и со словами, уметь начинать с любого места, интонационно чисто. По мере разбора- учить наизусть. Пробовать исполнять произведение под «минус» по ссылке «Сердце отдай России» (выбираем второй минус в списке «Сердце отдай России»).

Записать своё исполнение в аудио или видео формате. Отправить преподавателю.

3) «В День Победы»— отдельно, несколько раз проиграть, а затем спеть вокализ из 2-го куплета произведения, сначала под аккомпанемент, затем a-capella (без аккомпанемента). Поработать над динамическими оттенками в произведении, отталкиваясь от его содержания.

Выполнить дикционные упражнения: чётко проговариваем скороговорки в разных темпах, сначала медленно, затем постепенно ускоряем скорость произношения:

1.Маленькая болтунья, молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

2.Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал – не мелел Байкал.

3.На мели мы лениво налима ловили.
На мели мы ловили линя.

4.Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
-Сено граблями, краб грабь.

5 класс: выпускники

Михалёва Дарья

1) «С добрым утром!»-работать над усовершенствованием дикции и артикуляции, зачитываем литературный текст произведения с логическими ударениями по фразам и предложениям, сначала в медленном темпе, затем в максимально быстром. Необходимо определить кульминацию в каждой части произведения и подумать, с помощью каких средств музыкальной выразительности можно их выделить. Поработать со 2ой частью произведения( «Встало, встало!- лес звенит»), а именно: играем отдельными эпизодами, следим за чистотой интонации в нисходящем движении мелодии. Стараемся петь в позиции самого высокого звука во фразе. Окончания исполняем мягко, на дыхании. Обязательно! Обратить внимание на динамические оттенки, соблюдение которых необходимо для полного раскрытия произведения.

2) «Солдаты возвращаются домой»-отдельно поработать над вокализом в заключении, важно, чтобы вокализ звучал как «продолжение» литературной части. Следить за тем, чтобы начало каждого фрагмента вокализа было максимально пропето, но при этом, они не получались крикливыми и зажатыми. Проработать все окончания, исполняемые нараспев («могилы их на Волге и на Шипке…» и т.д.). Необходимо избегать «подчёркивания» каждого звука, на придыхании.

3) «Весёлый мельник»-следим за плавностью исполнения мелодии, особенно во 2ой части произведения («Он звонче жаворонка пел…»). Высокие ноты не «скандируем», а стараемся как можно свободнее пропевать. Важно, следить за первоначально взятом темпе, ко 2му куплету не замедляем/ускоряем. Помним, о чём поём. 

Записать своё исполнение в аудио или видео формате. Отправить преподавателю.

4) «Огонёк добра»-работаем над связностью исполнения октавных скачков (первый звук не должен быть утяжелён, а второй прижат: «и поэтому я буду…»и т.д.). Подумать, с помощью каких средств музыкальной выразительности можно выразить литературный смысл припева произведения. Работать над чистотой интонации, петь a-capella.

Изучить типы дыхания, выполнить предложенные упражнения:

итак, дыхание условно подразделяется на следующие типы:

1)ключичное, или верхнее дыхание. Если вы замечаете, что ваши плечи “скачут” во время пения, то вы используете именно его. Это самый поверхностный тип, при котором активно задействованы только верхние части легких;

2)грудное, или межреберное. Обратите внимание на вашу грудь: она не должна опускаться и подниматься во время пения, но должна быть ровной. При этом типе дыхания грудная клетка расширяется посредством поднятия ребер, а наша главная дыхательная мышца — диафрагма — остается малоподвижной;

3)брюшное, или диафрагменное. Это наиболее полный, глубокий тип. Именно оно нам и понадобится: мы должны научиться правильно использовать диафрагму и мышцы брюшного пресса при пении.

Певческое дыхание — это именно брюшное, или диафрагменное дыхание. Способ “брать воздух” является главным фактором, определяющим качественные характеристики получаемого звука. Поэтому постановка дыхания при пении является одной из наиболее важных задач для того, чтобы научиться красиво петь. Наша вокальная мышца — диафрагма — находится в согнутом положении. Когда мы берем воздух именно в нижнюю часть легких, они тут же надавливают на диафрагму, и диафрагма расправляется. Наша главная задача при пении — сохранять воздух внутри как можно дольше и аккуратно подавать его: небольшими порциями и равномерно. Именно в этом заключается секрет равномерного, мягкого голосообразования: через косвенное управление диафрагмой мы препятствуем сплошному скоростному выходу воздуха, который препятствует нам тянуть ноту. Самое нужное ощущение, которое поможет вам взять воздух именно диафрагмой и расширить ваши ребра — это испуг. Попробуйте испугаться! Вы сразу почувствуете, как ваши ребра расширились. Зафиксируйте это ощущение. Когда мы собираемся в эту позицию (как бы “группируемся”, создаем “воздушную точку” внутри), мы работаем с нашим внутренним давлением: это давление, эту “опору” нам и нужно удержать.

Также важно не забыть о там называемом “сбросе опоры”. Сброс опоры необходим для того, чтобы перед каждой новой фразой, после того как вы вдохнете, у вас был стабильный, “ваш” стандартный набор воздуха и “ваше” определенное давление, с которого вам легче всего начинать. Поэтому выдыхайте после завершения фразы резко: так вы сбрасываете оставшийся после пропетой фразы воздух. Выбрасывая воздух, вы почувствуете как бы “толчок” диафрагмой вперед.

Упражнение 1: лягте на спину, руки расположите на боках, большие пальцы направьте в центр живота, вдыхайте и выдыхайте, стараясь дышать только животом.

Упражнение 2: перед тем, как начать петь, наберите животом воздух; удерживайте воздух в себе (не забывайте: грудь и плечи должны быть спокойны!);начните петь, как бы “выдавливая” брюшную полость вперед; снизьте давление, когда пропоете фразу.

Упражнение 3: попробуйте взять этот звук — прерывистое “а” или “с” с предыханием, как будто небольшой воздушный шар спускает свой воздух (также этот звук похож на тот, который вы производите при испуге), и попытайтесь как бы “написать” им ровную линию, удерживая звук в его длительности. Зафиксируйте, как аккуратно вы выпускаете воздух. Почувствуйте внутреннее давление: оно стабильное, небыстро расходуется и его надолго хватает. Это упражнение научит вас расходовать воздух в минимальных количествах.

Морозова Елизавета

1) « Проснись и пой!»-знать произведение наизусть, играть мелодию, работать над чистотой интонации. При исполнении обязательно обращать внимание на ритмический рисунок. Отдельно поработать над акцентами в припеве, поём со стремлением вперёд, высокие ноты не выкрикиваем, а пропеваем.

2) «Песня пахаря» (пой, певуньяптичка)»-самостоятельно доучить мелодию произведения, работать над чистотой интонации при исполнении a-capella (играем, затем проверяем себя без инструмента). 1я часть- спокойная, размеренная, с мягкой подачей звука, 2я-более экспрессивная. Помним, что 2я часть повторятся дважды.

Записать своё исполнение в аудио или видео формате. Отправить преподавателю.

3) «Внутренняя музыка»-высокие ноты не зажимаем, предварительно подготавливая дыхательную опору ,повторяющиеся ноты поем со стремлением вперёд. Дыхание распределяем исходя литературного смысла каждой фразы.

4) «Колокольчики мои» -знать произведение наизусть, определить кульминацию каждого куплета, работать над динамическими оттенками.

Выполнять дыхательные упражнения:

Упражнение 1: лягте на спину, руки расположите на боках, большие пальцы направьте в центр живота, вдыхайте и выдыхайте, стараясь дышать только животом.

Упражнение 2: перед тем, как начать петь, наберите животом воздух; удерживайте воздух в себе (не забывайте: грудь и плечи должны быть спокойны!);начните петь, как бы “выдавливая” брюшную полость вперед; снизьте давление, когда пропоете фразу.

Упражнение 3: попробуйте взять этот звук — прерывистое “а” или “с” с придыханием, как будто небольшой воздушный шар спускает свой воздух (также этот звук похож на тот, который вы производите при испуге), и попытайтесь как бы “написать” им ровную линию, удерживая звук в его длительности. Зафиксируйте, как аккуратно вы выпускаете воздух. Почувствуйте внутреннее давление: оно стабильное, небыстро расходуется и его надолго хватает. Это упражнение научит вас расходовать воздух в минимальных количествах.

Упражнение 4: Короткий вдох через нос, задержка дыхания и медленный выдох со счётом, воздух подаём дозировано, удерживая его мышцами живота.

Задания на период с 4 по 11 мая

1 класс (Турова Варвара)

1.Продолжаем работать над  вокальной программой за второе полугодие (работаем над интонацией, дыханием, связностью фраз и эмоциональной передачей произведений, знать программу наизусть).

2. Под видеозапись выполняем следующие вокальные упражнения по ссылкам (Обязательно контролируем вдох, избегаем голосовых зажимов и «перебора» воздуха, стараемся петь в «маску», избегая форсированного звучания)

Распевка для голоса / Разогрев голоса ВИДЕОУРОК

Распевка для голоса / Как попадать в ноты / Как не фальшивить ВИДЕОУРОК

РАСПЕВКА ВИДЕОУРОК

Распевки для голоса / Слушай и Пой / Распевки по вокалу ВИДЕОУРОК

Распевка для голоса / вокал онлайн / Слушай и пой ВИДЕОУРОК

2 класс (Протченко Анастасия, Морозова Елизавета, Гурина Мария, Степанова Арина)

1.Закрепляем пройденный материал, работаем над своей вокальной программой (3 произведения), отталкиваясь от предыдущего задания (обязательными моментами в работе над произведениями являются: распределение дыхания, исходя из литературного смысла произведения, интонационная стабильность, дыхательная опора, четкость дикции)

2. Под видеозапись выполняем следующие вокальные упражнения по ссылкам  (поём в академической манере):

Распевка для голоса / Разогрев голоса ВИДЕОУРОК

РАСПЕВКА ВИДЕОУРОК

Распевка для голоса / Распевка для начинающих / Слушай и пой! ВИДЕОУРОК

РАСПЕВКА ВИДЕОУРОК

Распевки для голоса / Слушай и Пой / Распевки по вокалу ВИДЕОУРОК

3 класс (Арсёнова Светлана, Анишина Ангелина, Румянцев Александр)

1.Продолжаем работать над своей вокальной программой за второе полугодие. Знать все произведения наизусть ( работаем над чистотой интонации, играем мелодию каждого произведения отдельно. При отсутствии инструмента- используем мобильное приложение).

2. Под видеозапись выполняем следующие вокальные упражнения по ссылкам  (поём в академической манере):

Распевка для голоса / Разогрев голоса ВИДЕОУРОК

РАСПЕВКА ВИДЕОУРОК

Распевка для голоса / как попадать в ноты / как не фальшивить ВИДЕОУРОК

Распевка для голоса / Уроки вокала / Вокал онлайн ВИДЕОУРОК

Распевка для голоса / Научиться петь высокие ноты ВИДЕОУРОК (при восходящем движении мелодии исполняем распевку на слог «до»)

5 класс (Морозова Елизавета, Михалёва Дарья)

1.Продолжаем работать над экзаменационной программой. Стараемся выстроить логику каждого произведения, переходя на следующее произведение. Исполняем в  данном порядке:

Морозова Елизавета: 1) «Внутренняя музыка» 2) «Над Россией моей» 3) A-capella «Пой, певунья-птичка» 4) «Проснись и пой!»

Михалёва Дарья: 1) «С добрым утром!» 2)A-capella «Весёлый мельник» 3) «Солдаты возвращаются домой» 4) «Огонёк добра»

2.Под видеозапись выполняем следующие вокальные упражнения по ссылкам (поём в академической манере):

Распевка для голоса / Разогрев голоса ВИДЕОУРОК

Уроки вокала / Распевка для голоса / Слушай и пой сам ВИДЕОУРОК (поём на слог «лё»)

Распевка для голоса / вокал онлайн / Слушай и пой ВИДЕОУРОК

Артикуляционная гимнастика от Студии актерского мастерства Just do it Art ВИДЕОУРОК (артикуляционная гимнастика)