Версия для слабовидящих
Детская школа искусств № 10
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Театральное творчество (Преподаватель Е.В.Трондина)

Домашняя работа по актерскому мастерству для всех групп отделения театральное творчество

Актерские навыки можно тренировать не только на репетициях, но и пока вы едете в автобусе, в метро, сидите в кино, ходите по магазину, а так же в других бытовых ситуациях ( сидя дома). Все эти упражнения помогут актеру заполнить свободные «дыры» времени и наполнить бытовые дела полезностью и дополнительной прокачкой навыков. Заполнить каждую минуту жизни пользой. Даже лучик солнца может стать прекрасным впечатлением от прожитого дня. Используйте эти упражнения в свободные минуты и актёрское мастерство будет развиваться! 

Актерское мастерство — это один из топовых навыков в современном мире! Ораторское искусство, расслабленное тело, влияние на людей, подвешенный язык, применение в различных ситуациях при взаимодействии с людьми — это все актерское мастерство. Полный комплекс! Вот несколько эффективных и полезных упражнений, которые вообще полезно выполнять, даже если вы не занимаетесь актерским мастерством, но для актерского мастерства они имеют тройную эффективность! Кстати, их могут делать даже взрослые и во взрослой жизни они тоже будут полезны!

Упражнение 1. Разминка лица. На лице человека более 300 мышц! Это больше чем в любой другой части организма. Если их регулярно разминать, то они расслабляются. Если расслабляется большая часть мышц организма (на лице) — расслабляется большая часть нервной системы, снимаются зажимы, организм отдыхает и релаксирует. Поэтому, важно уметь расслаблять и напрягать лицо. Например, представьте что вы укусили кислый лимон, скривите и напрягите лицо на 10 секунд , сохраните эту «маску», потом постарайтесь полностью расслабить лицо. И так можно сделать 4 раза по 10 секунд. Это займет не очень много время, но принесет большую пользу и хорошее настроение. Можно гримасничать как угодно, строить рожи, изображать разные эмоции, задерживать их на лице, вытягивать мышцы. Удобнее всего делать утром и вечером перед зеркалом после чистки зубов. Чем полезно для актеров — снимает лицевые зажимы, тренирует каждую мышцу, ведь каждая за что-то отвечает: одна за мимику, другие за дикцию, третьи за артикуляцию. А все это важно в актерском мастерстве.

Упражнение «разминка лица» — это снижение уровня стресса во всем организме.

Упражнение 2. Сжатие мышц/расслабление. Для того чтобы привести тело в гармоничное состояние без зажимов и напряжения, нужно проработать все места, где они живут. Это простое упражнение рекомендуют все психологи, если вы чувствуете тяжесть в какой-то части тела, например шее, груди, горле, челюсти и любой другой. Упражнение эффективно и легко снимает зажим и тяжесть, и делать его можно абсолютно в любом месте. Принцип — нужно сильно сжать мышцу, удержать сжатие, потом её расслабить. Можно сжимать/разжимать одну мышцу, можно компоновать по несколько, можно сразу все тело (но тогда это будет заметно и вы не сможете делать это, например, на улице). Если делаете все тело сразу -сильно зажмите челюсть, плечи подтяните к ушам, грудную клетку выставите вперед, пальцы сожмите в кулаки, ягодицы втяните, колени тоже втяните, носки на себя. Сожмите все мышцы одновременно на 10 секунд, потом расслабьте на 10 секунд и так 4 раза. А после расслабьтесь полностью. Актерам это упражнение поможет почувствовать все тело, каждую мышцу, и снять зажимы. Зажимы есть у всех и в театральных вузах и актерских студиях активно работают над их снятием, чтобы актер владел своим телом. А взрослым просто расслабиться.

Упражнение 3. Снятие замков. Человеческое тело выдает много знаков и, например, наши скрещенные руки в разговоре с собеседником обозначают закрытую позу. Руки, скрещенные или собранные, сжатые и неудобные позы «нога на ногу» называются «замками». Чтобы произвести хорошее впечатление уверенного человека лучше все позы держать открытыми. Как я говорю детям « сбросили замки!». Смысл упражнения — замечать за собой замки (в метро, в автобусе, в разговоре) и сбрасывать их. Нужно сконцентрировать внимание на том, что сейчас мы замечаем за собой замки, (пока куда-то идем, сидим на уроке или в кинотеатре, или в течение какого-то времени, час — полчаса) и снимаем их, перестаем скрещивать руки, занимать позы «нога на ногу», скрючиваться, неудобно сидеть, разваливаться на стуле.

Концентрируем на «замках» внимание.

Тело непроизвольно делает «замок».

Мы замечаем этот «замок».

Снимаем «замок», делаем открытую позу.

Это упражнение поможет лучше контролировать и чувствовать свое тело, что очень важно для актера.

Закрытые позы очень портят внешнее впечатление о нас

Упражнение 4. Наблюдение за людьми. Актеры- люди наблюдательные, ведь им необходимо постоянно перевоплощаться в других людей и играть другую судьбу. Где это брать? Везде! На улице, в метро, в магазине, в ТЦ! Смотришь на человека и наблюдаешь за его физическим и внутренним состоянием. Как двигается, о чем думает, кем работает и т.д. Можно еще самостоятельно придумывать и продумывать его судьбу. Нужно задавать себе вопросы, а почему он так одет, почему у него именно такая прическа, и пытаться находить причинно-следственные связи. Пытаться отыскать правду, а не сразу безоговорочно эмоционально оценивать «зеленые волосы- дурак», «зеленые волосы, так маленький незаметный значок продиджи, значит поклонник группы, большой поклонник, раз волосы покрасил». Со временем это будет получаться все лучше и лучше и все больше будет правильной оценки. Тут важно подвергать самого себя сомнению, задавать много вопросов и не превращаться в старую бабку, которая всегда все знает и может, одарив взглядом, сказать, кто наркоман, а кто идиот.

Посмотрите шпионские фильмы, прочтите книжки про Шерлока Холмса и начинайте работу во благо своего мастерства.

Упражнение 5. Копилка эмоций. Оно похоже на упражнение наблюдение. Тоже изучаем людей, но теперь запоминаем и концентрируем внимание на их эмоциях. Смотрим, как люди грустят, веселятся, злятся, раздражаются, реагируют в разных ситуациях, как меняется их настроение и что на него повлияло. Наиболее яркие эмоции, реакции и ситуации можно и нужно потом использовать во время актерской работы на сцене, для своих ролей и персонажей.

Изучайте проявление эмоций других людей.

Упражнение 6. Зеркалить людей. Вокруг этого «страшного» упражнения построена «страшная» техника НЛП, написаны миллионы книг и с его помощью можно всех загипнотизировать и захватить мир. Если серьезно, то оно так же полезно для изучения своего тела и эмоций и полученные навыки можно использовать на сцене и для создания образов. Нужно представлять, что вы отражение человека и пробовать повторить его жесты, мимику, движения, голос. Делать это нужно постепенно, а не сразу «перекривлять» человека со всеми яркими подробностями. Повторить громкость голоса, паузы между словами, частоту миганий глаз, положение рук, настроение и.т.п. Это тренировка постепенного актерского перевоплощения в собеседника. Она поможет накопить большой актерский багаж и использовать его на сцене. Вне сцены поможет настроиться на волну собеседника и эффективнее с ним взаимодействовать.

Полезно зеркалить людей, чтобы потом добавлять их особенности в образы персонажей.

Упражнение 7. Учить наизусть стихи и монологи. Используя смартфон, учим любые стихи и монологи. Делаем закладки на сайты с понравившимися стихами и в свободное время учим и повторяем. И это помимо основных текстов ролей! Это не только развивает память, но и всегда на кастингах и пробах поможет произвести хорошее впечатление. Режиссеры любят спросить, «а прочти что- нибудь» и тут вы готовы. Во-вторых, это хорошо развивает речь и увеличивает запас слов. Очень полезное применение смартфона для актера, иметь там запас закладок и заметок со стихами и монологами.

Учите стихи, монологи и тексты ролей через свой смартфон.

Упражнение 8. Видеть что-то прекрасное. Как легко ко всему привыкнуть, даже к хорошему. И как легко мы замечаем все плохое. Прекрасное задание «каждый день увидеть что-то прекрасное!». Это не просто увидеть какое-то красивое платье или девушку. Это увидеть, например, почки растений, луч солнца, который искажается через стекло. Мелочи и детали в которых много прекрасного. И так я находила каждый день что-то прекрасное. Это не только тренирует наблюдательность, но и чувственно воспитывает глаз и душу артиста. Не забывайте про это упражнение и делайте хотя бы раз в день, оно очень мощное.

АРТИКУЛЯЦИЯ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

1.     Опускание нижней челюсти  «АМ»;

2.     «Обезьянки» — челюсть вперёд – назад;

3.     «Пила» — челюсть вправо- влево (плавно и медленно);

4.     «Жернова» — круговые  движения челюсти;

5.     «Велосипед» — челюсть вперёд, вниз, вверх (по кругу), имитирующее движение педалей велосипеда.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

1.     «Арлекин» — губы в трубочку, затем в стороны «на улыбку»;

2.     «Маятник» — губы в трубочку вперёд, затем отвести в сторону до предела, зафиксировать, затем в другую сторону;

3.     «Мельница» — губы трубочку, круговые движения в одну, затем в другую сторону;

4.     «Птенец» — одними губами, вытянутыми  вперёд, произнести «Пить»;

5.     «Бабушка» — натянуть губы на зубы, расслабить, снова повторить.

6.     « К носу – к подбородку» — поочерёдно: верхняя губа к носу, открыть зубы, нижняя к подбородку – открыть зубы.

7.     «Хоботок» — вытянуть губы хоботком, напрячь, затем расслабить.    Подражаю я слону – губы хоботком тяну, а теперь их опускаю и на место возвращаю. Губы не напряжены и расслаблены.

8.     «Лягушки» —  движение губ соответствует артикуляции звука «и».    Тянем губы прямо к ушкам, потяну – перестану и нисколько не устану! Губы не напряжены и расслаблены.

9.     «Орешек» — представим, что разгрызаем орешек, крепко сжаты зубы, челюсти напряжены. Разжать челюсти, рот приоткрыть, всё расслабить.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

1.     «Жало» — резко высунуть и спрятать кончик языка;

2.     Круговые движения по альвеолам в одну стороны;

3.     «Уколы» щёк языком;

4.     «Стук» — со звуком Т постучать о стенки зубов, убыстряя удары;

5.     «Леденец» — кончиком языка проводим от верхних зубов по нёбу до горла;

6.     «Цокот» — пощёлкать языком;

7.     «Трубочка – чашечка – ребро» — поставить соответственно язык;

8.     «Зевающий лев» — высунуть язык полностью, чтобы потянулся корень языка и спрятать;

9.     Пожевать язык;   10. Кончиком языка своё имя;

11. «Детский сад»- произвольное «болтание» языком со звуком.

РАБОТА СО СКОРОГОВОРКАМИ

Б – П  — Маланья болтунья молоко болтала-болтала, выбалтывала-

             выбалтывала, да не выболтала.

            — Все бобры добры для своих бобрят.

            — Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

            — Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!»

            — Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

             — Добыл бобов бобыль.

             — Мимо баров и бань бей барабан! Барабан, барабань!

             — Пётр Петру пёк пироги.

             — Поля пошла полоть петрушку в поле.

             — Баран Буян залез в бурьян.

             — Наш Полкан попал в капкан.

             — Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку.

Д — Т   — От топота копыт пыль по полю летит.

            — Течёт речка, печёт печка

            — Ткёт ткач ткани на платье Тане.

            — Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

            — Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

            — Дед Данила делил дыню: Дольку Диме, дольку Дине.

            — На дворе трава: раз дрова, два дрова, три дрова.

              У двора на траве коли дрова

              — Тётя Тина купила тмина.

В – Ф    — Водолаз вёз воду из водопровода.

              — У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

              — Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.

              — Купили Валере и Валеньке варежки и валенки.

              — Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

              — Была у Флора, Фролу на Лавра наврала. К Лавру пойду,

                Лавру на Фрола навру.  – Соломы воз возница вёз.

              — Проворонила ворона воронёнка.

К – Г    — На горе гогочут гуси, под горой горит огонь.

             — Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка…

             — Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша.

             — На рынке Кирилл крынку и кружку.

             — Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон,

                как в капюшоне  он смешон.   — Коля колет колья.

             — Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

             — Гога гнал гусей на гору, гнал Егор гусей под гору.

             — Купи кипу пик! Кипу пик купи! Пик кипу купи!

             — Шёл косой козёл с косой. Пришёл косой козёл с косой.

             — Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпоковать, перевыколпаковать.

            — Заяц косой сидит за осокой-травой. Смотрит косой, как девушка с косой косит траву косой.

З – С – У осы не усы, а усища.

           — Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках, санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб – все в сугроб.

           — Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

           — Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек не ссорясь строчат.

             Сорок сорочек прострочены в срок. Сразу поссорились сорок сорок.

           — У Сени и Сани в сетях сом с усами .

           — Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.

           — У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

Р – Л – Проворонила ворона воронёнка.

            —  Корабли лавировали – лавировали, лавировали-лавировали,

               да не выловировали.

            — Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку – рак за руку грека цап.

            — Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

            — Карл у Клары украл кораллы…    

М – Н – Маланья Болтунья Молоко болтала…

            — На мели мы лениво налима ловили и меняли налима мы на линя.

               О любви не меня ли мило молили и в туманы Лимана манили меня.

             — Мам, мёду нам!

Ж – Ш – Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться. Уж уж от ужаса стал уже, ужица съест ужа на ужин.

              — Мыши на крыше.  – У ежа ежата, у ужа – ужата.

              — Шесть мышат в камышах шуршат.

              —  В шалаше шесть шалунов.

              — Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

              — Жужжит жужелица, жужжит – кружится.

              — Сшила Саша шапку Саше, Саша шапкой шишку сшиб. 

              – Поезд мчится скрежеща – Ж — Ш, Ч – Щ, Ж — Ш, Ч – Щ,

                  Ж — Ш, Ч – Щ.

Ч – Щ  – Поезд мчится скрежеща – Ж — Ш, Ч – Щ, Ж — Ш, Ч – Щ,

                  Ж — Ш, Ч – Щ.

               – Щели, щёлочки и щёчки.  – Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

                — Четыре чёрненьких чумазеньких  чертёнка чертили чёрными 

                   чернилами чертёж.

                 — Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

                 — У четырёх черепах по четыре черепашонка.

Ц – Х —    — Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

                  — Жили-были три японца: Як, Як-Цедрак, Як-Цедрак- Цедроне.

                    Жили-былитри японки: Циппи, Циппи- Дриппе, Циппи- Дриппе-

                   Лямпомпоне. Поженились: Як на Ципе, Як-Цедрак на Циппи-

                   Дриппе, Як-Цедрак-Цедроне на Циппи-Дриппе-Лямпомпоне.

                 Родилось у них по сыну; у Яка с Ципой — Шах, Як-Цедрак и

                    Циппи- Дриппи – Шах — Шахмон, у Як-Цедрак-Цедроне и Циппи-

                    Дриппе-Лямпомпоне – Шах- Шахмон- Шахмоне.

РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ

I. «Разминка». Элементы аутотренинга.

Цель: Подготовить организм к работе, освободить от мышечных зажимов для ощущения полной свободы мышц, участвующих в процессе дыхания, звукообразования, артикуляции.

Упр.1. «Вспомнить – вообразить»

а) Вспомнить и вдохнуть запах моря (работает нижняя часть лёгких);

б) Вспомнить, представить, вообразить запах луга, клевера и т.д. (средняя часть лёгких);

в) Вспомнить (вообразить!) и вдохнуть запах гор (верхняя часть).

Упр. 2.  «Сломались – растаяли»

а) Зажали ступни ног, голень, бёдра, подтянули ягодицы, напрягли мышцы рук, позвоночник и шею, лицо, после этого на вдохе руки через сопротивление пошли вверх, затем сразу «сломалось» одновременно с выдохом всё тело. При выдохе можно использовать звук «ха!»;

б) То же самое сначала, только на выдохе не «сломались», а «растаяли».

(Упр. Выполняется 5-6 раз).

Упр.3. «Разминка рук»

Всевозможные плавные манипуляции как кистей рук, так и работа рук «от локтя» и от «плеча». Работа и пластика пальцев рук связана с подвижностью голосовых связок!

(Упр. на  «пластику рук».

Упр. 4. «Магнит» (2 варианта, с родными, если есть желание)

1.Работа в парах – один «магнит», другой – «кусочек железа». «Магнит» вытянутыми руками пытается «железо» заставить двигаться в различных положениях: сначала голова (освобождаем мышцы шеи), затем всё тело (вверх, вниз, в стороны).

2. То же самое выполняется с группой. Один – «магнит», остальные – «кусочки железа» или гвозди.

Упр.5. «Булочник»

Исходный звук «М». Работа в парах.

Один садится на пол «тесто» — тело совершенно свободно, лёгкое, воздушное, как тесто, и «булочники» начинают месить», а потом уже и «лепить» человека. Затем меняются местами. Можно подключить звук «М». Следить за тем, чтобы челюсти были разомкнуты, но рот закрыт.

Упр. 6 «Шарик»

Исходный звук «Х»

У вас внутри шарик, куда он движется, та часть тела выпирает со звуком «Х» (при  движении шарика тренируется длинный выдох со звуком, при остановке – короткий).

Упр. 7. «Водоросли»

Исходный звук – любой из сонорных.

Лежите на полу, руководитель даёт команду – идёт волна сбоку, сзади, спереди и т.д. Руки, ноги, тело реагируют на течение волны.

Упр. 8. «Свечки»

Исходный звук «Л» (раскрепощение плечевого пояса).

На ладошках воображаемые свечки. Не погасив их, выворачиваем руки вперёд, назад, в стороны со звуком «Л». Поднося к лицу, делаем короткий вдох и пробуем задуть их со звуком «Ф».

Упр.9. «ЭТАЖИ»

Плечи «подняли»  на 1 этаж, 2, 3, 4, 5  в различных вариантах и различной последовательности, в дальнейшем можно подключить звук (сонорный) или любое звукосочетание с обильными гласными (алга, амма, анна)

Упр. 10 «ПРЕВРАЩЕНИЯ»

Даётся задание: «Я превращаюсь» в

— лакированный ботинок;

— рваный тапочек:

— хрустальную вазу;

— Ваньку-встаньку;

— Матрёшку деревянную;

— Варежку- накрывашку на заварник;

— мыльный пузырь и т.д.

Задача: почувствовать внутреннее состояние  предмета и выразить его в пластике.

ГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ

ТАБЛИЦА ГЛАСНЫХ

И – Э – А – О – У – Ы

И – Е – Я – Ё – Ю – И

И – Руки в стороны, ладони вверх                       —  И

          Губы растянуты в улыбке, зубы обнажены, между зубами

          меньше мизинца, кончик языка у нижних зубов.

Э —  Ладони в стороны, как бы раздвигают          —   Е

        Губы растянуты меньше, форма овала, зубы слегка

          обнажены, между ними большой палец, кончик языка

          у нижних зубов.

А —  Ладони  показывают круг, но не сомкнуты   – Я

         Челюсть слегка опущена, между зубами два пальца, язык

          лежит плоско, кончик у нижних зубов.

О —  Ладони  показывают круг, сомкнуты              — Ё

          Губы чуть выдвинуты вперёд и закруглены,

          кончик языка слегка отходит от нижних зубов.

У-  Ладони вверх и руки выбрасывают их вверх  — Ю

        Губы сильно выдвинуты вперёд, закруглены виде

         воронки, язык ещё больше отходит назад.

Ы — Руки в стороны, ладони вверх                           — И

        Речевой аппарат, как при И, но язык отходит от нижних

           зубов.

СКОРОГОВОРКИ НА ГЛАСНЫЕ

И  — С родной земли, умри – не сходи.

     — Лихо не лежит тихо.

     — Хвались, да не поперхнись.

     — Знали, кого били, потому и победили.

Э – Энэ-бэнэ-рэц, квэнтэр-мэнтэр-жец,

      Энэ-бэнэ-раба, квэнтэр-мэнтэр-жаба.

   — Электрик, этаж, эклер, экипаж.

А – Не красна изба углами, а красна пирогами

    — Рыбак рыбака видит издалека

    — На чужой каравай рта не разевай

    — Ума палата, да разума маловато.

    — Наш Архип совсем охрип.

О – У осы не усы, не усищи, а усики

    — Видит кот молоко, да рыло коротко.

    — Врёт, что блины печёт

    — Не вызнав броду, не суйся в воду

У – Для друга – всё не туго

     — Сух сук нёс барсук

     — Не сиди сложа руки, так не будет скуки

     — Кукушка кукушонку купила капюшон,

       Надел кукушонок капюшон,

       Как в капюшоне он смешон

Ы – На безрыбье и рак рыба      — Каков Мартын, таков у него и алтын.

СОГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ

Б – Подушечки пальцев ударяются друг о друга

       ( по типу молоточков ладони круглые пальцы напряжены)

П – Хлопок в ладоши

Д – Т – Быстрые крепкие удары кулака в ладонь

В – Коротко оттолкнуть ладонями от себя

Ф – Отталкивание более интенсивное ( на прямых руках)

Г – К- Крепкие смыкания большого и указательного пальцев

             за  головой ( с растягиванием рук в стороны)

З –  Крепкое смыкание большого пальца и мизинца ( руки

        перед собой)

С – Ударыуказательного и большого пальцев друг о друга

Р – Ввинчивающее движение руками перед собой

Л — Ввинчивающее движение руками над головой

       (ввернуть лампочку)

М – Поглаживание  рукой от плеча до кисти.

Н –  Ладонь «красит», отводящие движения слева направо

          тыльной стороной ладони и справа налево ладонью.

Ж –  Собрать ладони перед собой в кулак ВНИЗ.

Ш – Собрать ладони перед собой в кулак ВВЕРХ.

Ч – Крепко собрать руки в кулак перед собой

       (захватывающие  движения).

Щ – Вытягивающие движения руками снизу вверх.

Ц – Руки   в стороны, ладони в кулак,

         как бы «растягивают резинку»

Х —  Руки крест накрест со взмахом.

УПРАЖНЕНИЯ ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Каждое занятие по сценической речи надо начинать  с упражнений по технике речи. В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия.

Правильное дыхание – это дыхание свободное (лишённое всякого напряжения), глубокое, незаметное, автоматически подчинённое воле чтеца.  Хорошее дыхание обеспечивается при соблюдении следующих требований:

1) Вдыхать глубоко носом и ртом; 

 2)вдыхать бесшумно; 

3)пополнять запас воздуха при малейшей возможности (и незаметно!); 

 4) не задерживать дыхания в паузах; 

 5) не расходовать весь запас воздуха.

        Упражнения для развития диафрагмального – рёберного дыхания:

1. Встать. Плечи развернуть, голову держать прямо. Одну руку положить на диафрагму, другую  — на рёбра. Глубокий вдох на счёт «раз» (про себя), задержка дыхания и выдох с плавным счётом от1 до 5 (вслух).

2. И. п. то же. Насчёт 1-2 (про себя) – глубокий вдох, на счёт «раз» задержка дыхания и на выдохе плавный счёт вслух от 1 до 10. Затем добрать воздух и продолжать счёт до 15, ещё добрать  и считать до 20. Затем до 25 и 30. Считать надо стараться ровно, спокойно, не снижая голоса, так, чтобы в  лёгких всегда оставался запас воздуха.

3. И.п. то же. Глубокий вдох на счёт от 1 до3 (про себя)) , задержка воздуха на счёт «раз» (про себя),  медленный,  плавный выдох на звук «ф»,  «с», «ш»  (звуки надо произносить сначала каждый в отдельности, затем все вместе).

4. Полностью выдохнуть воздух. Не дышать  в течение нескольких секунд. Затем наполнить лёгкие воздухом,  но не за один вдох. А за несколько коротких активных вдохов. После каждого из таких коротких вдохов делать небольшую остановку, не вдыхая и не выдыхая. Когда лёгкие будут наполнены, задержать  воздух, проследив, чтобы грудная клетка была полностью  расширена. После этого сделать  спокойный выдох.

Это упражнение очень полезно для тренировки диафрагмы и других дыхательных органов. Когда делается вдох, несколько раз добирая воздух, постепенно вырабатывается  чувство опоры дыхания.

5. «Цветочный магазин»  Делая вдох надо представить себе, что нюхаешь цветок. Выдох медленный, плавный. Упражнение выполняется 3 -4 раза.

6. «Свеча». Взять узкую полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуть  на неё. Выдыхаемая струя воздуха должна быть без резких колебаний – бумажка контролирует ровность выдоха. Вариант этого упражнения: задуть 3, 5,… 10 воображаемых свечей на одном выдохе или медленно выдыхая на каждую свечу.

7.«Поймай комара». Руки раздвинуты в стороны – делается вдох; сдвигаются постепенно вперёд ладонями друг к другу – делается выдох.

8.«На берегу моря». Закройте глаза, представьте, что находитесь на берегу моря. Слышите равномерный шум  набегающих валов. Вы с наслаждением вдыхаете свежий морской воздух. Дышится ровно, глубоко.

Упражнения на постановку голоса:

1.Сесть, плечи развернуть, голову держать прямо. Сделав  глубокий вдох произнести плавно и протяжно поочерёдно согласные звуки м, л, н: ммм…ллл…ннн…

2. И.п. то же. К согласным звукам м,л, н, поочерёдно прибавить гласные и, э, а, о, у, ы и произнести плавно и протяжно:

мми, ммэ, мма, ммо, мму, ммы;

лли, ллэ, лла, лло, ллу, ллы;

нни, ннэ, нна, нно, нну, нны.

Эти звуки могут быть заменены счётом от 1 до 10.

Упражнения выполняются с постепенным усилением голоса: сначала тихо, затем громче, громко, и наоборот, с постепенным ослаблением голоса: громче, тише, тихо.

3. И.п. то же. Произнести звуки ми, мэ, мА, мо, му, мы, делая короткие паузы между ними. Сначала произнести равномерно, затем  — убыстряя к концу, в третий раз  — замедляя.

4. а) просчитать на одной высоте от 1 до 10. Затем – повышая голос, а потом понижая;

      б) просчитать от 1 до 10, начиная тихо, кончая громко, и  наоборот.

Тренировать голос на проговаривании пословиц, а также на текстах, в которых по смыслу голос следует усилить, ослабить, повысить или понизить.

5. И. п. то же. Произнести пословицы и скороговорки – сначала равномерно, затем постепенно усиливая голос и к концу, наоборот, ослабляя.

У сосенки – сосёнки выросли опёнки.

Худо летом, когда солнца нету.

Дождливое лето хуже осени.

Птицам – воздух, рыбам – море, а человеку – отчизна дороже всего.

6. Прочитайте отрывок из «Казачьей колыбельной песни» М.Ю. Лермонтова, как бы укачивая засыпающего ребёнка, постепенно затихая, но не шепотом.

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки – баю.

Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли. Закрывши глазки,

Баюшки – баю.

7. Прочитайте стихотворение. Мысленно представляя. Что вы сидите в самолёте, который стремительно поднимается вверх: вы смотрите из иллюминатора на землю и вас охватывает радостное чувство полёта. Голос ваш постепенно повышается, но не усиливается, а становится звонче,  легче, мелодичнее.

Плечи и руки свободно опущены, грудная клетка развёрнута, спина выпрямлена.

Белокрылый мощный «ТУ»

Набирает высоту.

Он летит всё выше, выше…

Превратились в точки крыши…

Вот уже он выше туч…

А теперь – меж облаками…

Вдруг ударит солнца луч!

Голубой простор над нами.

Выше, выше мчится «ТУ»,

Покоряя высоту…

8. Прочитайте стихотворение. Прислушиваясь к изменениям в окраске голоса при переходе из одного регистра в другой. Не торопитесь, следите за дикцией и плавным дыханием.

Колокола.

В грудном регистре

Что за гром?

Бум! Бом!

Бум! Бом!

А в среднем – гул

На целый дом:

Бим – бом! Бим – бом!

Вот в головном

Чистейший звон:

Динь-дон!  Динь- дон!

И всё звенит,

Гудит им в тон.

Бум-бом!  Динь- дон!

Бум-бом!  Динь-дон!

(З Савкова)

9. Имитация колокольного звона. Сочетание бим-бом произносится на различных регистрах с заданными и выбранными тонами.

Упражнения на произнесение отдельных звуков и звукосочетаний.

Гласные звуки

Вдох, пауза, на выдохе с короткими паузами после каждого звука произнести с энергичной артикуляцией сначала беззвучно, затем, постепенно убыстряя темп, шепотом, тихо, громче и громко звуки:

а- о – у – ы – и – э

е – я – ё – ю

Прямые слоги.

К каждому гласному звуку присоединяется согласный, например:

Ба – бо – бу –бы – би – бэ

Да – до – ду – ды – ди – дэ

Слоги произносятся на выдохе с активной артикуляцией сначала беззвучно, затем с ускорением тихо, громче, громко.

Слоги с более сложными сочетаниями звуков

а) би – би – бип

бэ – бэ – бэп

ба – ба – бап

бо – бо – боп и т. д.

б) бим – бнем – БАМ – бом – бум – БАМ

лир – леер – лар – лор – лур – лыр и т.д.

Скороговорки

«Скороговорку, — учил Станиславский, — надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе».

Сначала скороговорка внимательно прочитывается про себя, затем произносится беззвучно с подчёркнуто чёткой артикуляцией. Потом медленно шёпотом. Потом громче и, наконец, громко и быстро. При этом необходимо следить за правильностью дыхания и за своевременным добором воздуха.

 Скороговорки:

Щетина у чушки,

Чешуя у щучки.

Купи кипу пик!

Купи кипу пик!

Купи кипу пик!

От топота копыт пыль по полю летит.

Водовоз вёз воду из- под водопровода.

Говори, говори, да не заговаривайся.

На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да всё с творогом.

Сыворотка из- под кислого молока, из-под простокваши.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Шли сорок мышей,  несли сорок грошей: две мыши поплоше несли по две гроши.

У нас на дворе- подворье погода размокропогодилась.

Ткёт ткач ткань.

Провлоронила ворона воронёнка.

Осип охрип, Архип осип.

У осы не усы, не  усищи, а усики.

Все бобры добры для своих бобрят.

Шла Саша пошоссе и сосала сушку.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок,

У бычка бела губа была тупа.

Вы слыхали про покупку?

 — Про какую про покупку?

 — Про покупку, про покупку, про покупочку мою.

Чтобы текст скороговорок проговаривался не механически, а осмысленно, его нужно читать с каким-либо намерением. Например, удивить, порадовать, пошутить, осудить, предостеречь и т. д.

Шутки – чистоговорки

Ря – ря – ря  синие моря;

рю – рю – рю- репу я варю;

арь – арь —  арь новый букварь;

ри – ри – ри = горят фонари;

ре – ре – ре –санки на горе;

орь – орь – орь –у Андрюши корь;

ра – ра – ра –высокая гора;

ро – ро – ро – новое перо;

ру – ру – ру –коза грызёт кору;

ры – ры- ры- летят комары;

ар – ар – ар – летит комар;

ор – ор – ор – у Ромы топор;

ур – ур – ур – не гонит кур и т. д.

ло – ло – ло – у меня перо;

ал – ал –ар – в бане пар;

ри – ри – ри – купили сухари;

ли – ли – ли – мы улицу мели;

ре – ре – ре – метель в январе;

ле – ле – ле – катались на осле и т. д.

Произноси правильно:

ща, ще: ручища, ножище, тараканище, чудовище, хвостище

Щёткой  чищу я щенка.

Ого, его: у синего моря

Пустите отдохнуть дорожного человека.

Эта страница зелёного цвета.

Р : грохот грома

Родимая сторонка

Режу, резеда

Карл у Клары украл кораллы.

С – ш: Шапкой Саша шишку сшиб.

Небольшие тексты

Небольшие тексты (отрывки из них), сложные с точки зрения произнесения, сначала нужно читать беззвучно, активно артикулируя. Затем шепотом, после этого громко, отчётливо, ритмично.

Полночной порою в болотной тиши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

(К. Д. Бальмонт)

Рубанок

                 в руки –

работа другая:

сучки, закорючки

рубанком стругаем.

Хороши стружки, —

Жёлтые игрушки!

А если нужен шар нам

Круглый очень,

на станке токарном

круглое точим.

 (В.В. Маяковский)

ПОТЕШКИ     

Заяц.

Заяц белый куда бегал?

— В лес дубовый!

— Что там делал?

— Лыки драл!

— Куда клал?

— Под колоду!

— Кто забрал?

— Родион!

— Выйди вон!

Синичка, синичка,

Воробью сестричка,

Воробей —  воришка,

Залез в амбаришко,-

Клевать просо

Своим носом.

Кукушка.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети

И кричали:

« Кук! Мак!»

Убирай один кулак!

Повстречались.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу!»

Два щенка: «Ав – ав!»

Два жеребёнка: «Иго – го!»

Два тигрёнка: «Р –р –р!»,

Два быка: «Му- у!»

Смотри, какие рога.

Можно использовать для пальчиковой гимнастики:

На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинец.

Четыре братца

Идут четыре братца навстречу старшему.

 — Здравствуй, большак!

 — Здорово, Васька – указка,

Мишка – серёдка, Гришка – сиротка

Да крошка Тимошка!

Для пальчиковой гимнастики

Замок

На дверях висит замок.

Кто его повесить мог?

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили

И открыли!

На первую строчку – пальцы в «замочек». Затем стучать о стол «замочком», круговые движения и показали ладошки.

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят, как галчата.

И, как волчата, галчата молчат.

(М. Бородицкая)

Чтение предложений с прямой речью:

а) прямая речь после слов автора;

б) прямая речь перед словами автора;

в) прямая речь с разрывом.

Чтение в лицах

Один и тот же ученик читает и за автора,  и за героя. Отрабатывается умение перевоплощаться, владеть своим голосом. Развивается артистизм на основе осознания произведения и его эмоционального воздействия.

Упражнения на постановку ударения

Упражнения – игры «Доскажи словечко»

Был бы друг,

Будет и ….(досуг)

Сладок он , друзья, на вкус,

А зовут его    …(арбуз)

Кран открой – пойдёт вода.

Как она пришла сюда?

 -В дом, сад, огород

Провели….(водопровод).

Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я….(свёкла)

Цапля важная,  носатая,

Целый день стоит, как ….(статуя)

Плачет кукла Алёнка:

Почти три недели,

Как шпионка,

Сидит она в тесном  …(портфеле)

Мы вернулись из кино –

Дома пусто и …(темно).

(С. Михалков)

Прочитать стихотворение орфоэпически:

 Как на горке  — снег, снег.

И под горкой снег, снег.

И на ёлке – снег,  снег.

И под ёлкой снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише…Не шуметь!        

Упражнения на развитие интонационной выразительности (силы голоса, логического ударения, темпоритма)

Сила голоса – это степень его громкости, его усиления или ослабления.

1.Тише, жабы!                          (Тихо,  тоном предупреждения.           

Ни гугу –                                   Можно использовать жест

                                                   палец к губам.)  

Ходит цапля на лугу.              (Тихо – тоном испуга)

Чтобы не было беды,             ( Совсем тихо, шёпотом)

 Наберите в рот воды.

2.Была тишина, тишина, тишина…

                                                   (Тихо, медленно.)

Вдруг грохотом грома сменилась она!

                                                   (Громче, быстрее.)

И вот уже дождик тихонько – ты слышишь?

                                                    (Тихо.)

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше…

                                                    (Тихо, быстрее.)

Наверно, сейчас барабанить он станет…

                                                  (Тихо, прислушиваясь.)

Уже барабанит!  Уже барабанит!

                                                   (Громко, весело.)

Гром и тишина.

Гром грохочет – бух! Трах! –

Словно горы рушит,

Тишина в испуге – ах! –

Затыкает уши….

(А. Шлыгин)

Покажи повышение и понижение голоса:

 -Что ж ты, ёж, такой колючий?

 — Это я на всякий случай.

 — Знаешь, кто мои соседи?

 — Лисы, волки да медведи.

 — Заяц, заяц, чем ты занят?

 — Кочерыжку разгрызаю.

А чему ты, заяц рад?

 — Рад, что зубы не болят.

Произноси чётко, внятно, соблюдая знаки препинания:

Книга в суме /  — в пути  тягость.

Книга в уме /  — в пути облегчение.

Испокон века / — книга красит человека.

Железный конь, /

В животе – огонь, /

Сена не просит, /

Пашет, / сеет, / косит.

Что это за девица?  /

Не швея, / не мастерица, /

Ничего сама не шьёт, /

И в иголках круглый год?

Уличный мальчишка в сером  армячишке

По дворам шныряет, / крохи собирает?

Сила голоса проявляется не только в общей громкости звучания, в общем фоне, но и в выделении наиболее значимых слов.

Логическое ударение – это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов.  «Ударение, — писал Станиславский, — указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты  подтекста!» Это достигается усилением голоса при произнесении слова (иногда – в сочетании  с некоторым повышением или понижением голоса, выделением с обеих сторон паузами, изменением тона голоса, темпа).  Ошибки в постановке логического ударения искажают смысл читаемого. «Ударение, попавшее не на своё место, — писал Станиславский, — искажает смысл, калечит фразу, тогда как оно, напротив, должно помогать творить её!»

Расставьте логическое ударение, прочитайте выразительно.

Лисица видит  сыр, Лисицу сыр пленил.

(И. А. Крылов)

И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь.

(Д. Н. Мамин – Сибиряк)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…

(И. А. Бунин)

Ударение  может изменить смысл всей фразы.

Я пришёл сюда (т.е. я, а никто другой).

Я пришёл сюда (т. е. пришёл).

Я пришёл сюда (т. е. именно сюда,  а не в другое место).

Разве  вы это сделали? (т.е. неужели… — удивление)

Разве вы это сделали? (т. е. вы, а некто другой).

Разве вы это сделали? (т. е. именно это, а ничто другое).

Разве вы это сделали? (т. е. неужели в самом деле сделали, сумели, решились сделать».

Мы пойдём сегодня в цирк?

Произнести предложение, изменяя логическое ударение.

Паузы – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими.

Исправь ошибку:

Бригада строителей, обычно перевыполнявшая план, сегодня почему – то работала хуже. Один лишь Петров, как всегда, перевыполнил норму. В конце дня радиоузел стройки сообщил: «сегодня только Петров перевыполнил план». Через несколько минут Петров зашёл к диктору и обиженно заявил, что он всегда перевыполняет план.

Какую ошибку допустил диктор?

Как он должен сказать?

Правильно поставьте паузы.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов…

(А.С.Пушкин)

…И вот сентябрь! И вечер года к нам

Подходит. На поля и горы

Уже мороз бросает по утрам

Свои сребристые узоры.

(Е.А. Баратынский)

Читай правильно диалог:

 — Собака,  / что ты делаешь?

 -Волков пугаю.

— А что хвост поджала?

 — Волков боюсь.

Наряду с логической паузой существует психологическая пауза. Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли.

Психологическая пауза всегда богата внутренним содержанием, красноречива,  т. к. в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Станиславский писал: «Красноречивое молчание  и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения».

…Смотрит храбрый князь –

И чудо видит пред собою.

Найду ли краски и слова?

Пред ним //  живая голова.

(А.С. Пушкин)

Психологическая пауза может иметь место:

 — в начале фразы или перед каким–то словом;

 — внутри фразы, между словами – тогда она подчёркивает зависимость между предыдущей и последующей мыслями;

 — в конце фразы, после прочитанных слов – тогда она задерживает внимание на отзвучавших словах.

Упражнения для работы над темпом и ритмом.

Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменения темпа чтения – приём, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца.

Отметьте все изменения темпа при чтении.

Идёт – по деревьям шагает.

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

(Н.А. Некрасов)

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться,

Ну, так и лезет в драку с ним.

(И.С. Крылов)

И вдруг к машине подбежал парнишка:

Товарищ командир. Товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

(А. Т. Твардовский)

Кискино горе

Плачет киска в коридоре.

У неё

Большое горе:

Злые люди

Бедной киске

Не дают

Украсть

Сосиски!

(Б. Заходер)

Ритм есть в любой, в том числе и прозаической речи.

Однако особенно отчётливо он проявляется в чтении стихов. Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков и пауз, усиление и ослабление голоса.

«Ритм, — говорил В.В. Маяковский, — основа всякой поэтической вещи…Ритм – это основная сила, основная энергия стиха».

Прочитай стихотворение в среднем темпе, выделяя голосом слоги, отмеченные ударением. Следите за отчётливостью произношения каждого звука.

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки- туки- туки- тук!

Туки – туки – туки — тук!

И посту – кивают,

И похрю – кивают:

Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!

(К.И. Чуковский)

Мелодика речи – движение голоса (вверх и вниз) по звукам разной высоты. В речевой практике мелодика многих синтаксических структур предложений закрепилась как нормативная. Это относится к нормам произнесения вопросительных, повествовательных предложений, а также к мелодике перечисления, причины, цели, противопоставления, разделения, предупреждения, вводности и др.

Иногда  монотон – речь на одной высоте —  может использоваться как средство выразительности.

Мелодика  может и не совпадать со знаками препинания. Она рождается из глубокого проникновения в текст и из ясного представления чтеца о задаче чтения.

Когда мы говорим, наш голос то повышается, то понижается.

Правильно произнесите предложения:

Мама ушла. А Маша?

( Мама ушла. – голос идёт вниз, понижается, а на слове Маша  — повышается, идёт вверх.)  На вопросительном знаке голос тоже повышается.

Прочитайте стихотворение, определите, какое настроение оно передаёт.

Как на горке,  на горе.

Как на горке,  на горе,

Как на горке, на горе,

На широком на дворе,

Кто на санках,

Кто на лыжах.

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

 А кто по снегу.

С горки – ух, (понижаем голос, как будто съезжаем)                                    

На горку – ух!           (повышаем голос, как будто поднимаемся на гору)

Бух!

Захватывает дух!

( А.Прокофьева)

Читая выразительно стихотворение, старайтесь передать настроение.

Прочитать  тихо, чуть громче, громко.

Увидел грача  – весну встречай.

Произнесите, повышая и понижая голос, выделяя подчёркнутые слова.

Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, отношение к тому, о чём говоришь или читаешь.

Прочитайте выразительно, выберите эмоциональную окраску для первых строк стихотворения (радость, сожаление, удивление). Сделайте выбор с позиций двух следующих строчек.

Быстро лето пролетело,

Наступил учебный год,

Но и осень нам немало

Дней хороших принесёт.

(В.И. Лебедев – Кумач)

Скажите «здравствуйте»  с оттенком удивления, недоумения, радости, равнодушия, уверенности, возмущения.

Игра «Чья интонация богаче?»

Произнести фразу «иди сюда», стараясь не повторять ранее звучащую интонацию. Упражнение развивает и умение различать оттенки интонационного рисунка партнёра.

Чтение одного и того же предложения с интонацией вопроса, просьбы, одобрения, осуждения, порицания и других эмоциональных оттенков голоса.