Версия для слабовидящих
Детская школа искусств № 10
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Задания для выпускного класса отделения изобразительного искусства

Бурдин В. А. — 89605471804

Демьянкова О. А. — 89208454713

Мирошниченко Ю. С. — 89206084415

Румянцев Т. Ф. — 89532986617

ЭКЗАМЕН ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Задания выполняются с момента публикации на сайте школы до 21 мая 2020 года, 22 мая работы нужно прислать на электронную почту преподавателя timofejrum@gmail.com и на почту школы  искусств  dshi-bryansk@yandex.ru в теме письма обязательно написать «Экзамен. История искусств. Фамилия учащегося»

Условия по выполнению экзаменационной работы СКАЧАТЬ

Экзаменационные билеты 2020 СКАЧАТЬ

Схема анализа художественного произведения СКАЧАТЬ

Титульные листы к экзаменационным заданиям СКАЧАТЬ

Задания выполняются с момента публикации на сайте школы до 21 мая 2020 года, 22 мая работы нужно прислать на электронную почту преподавателя timofejrum@gmail.com и на почту школы  искусств  dshi-bryansk@yandex.ru в теме письма обязательно написать «Экзамен. История искусств. Фамилия учащегося»

ПЛЕНЭР

Пленэр (от фр. — «на открытом воздухе»). Пле­нэр­ подразумевает создание работ не в мастерской, а на природе, которая служит основой постижения на­ту­ры в её ес­те­ст­вен­но­м ос­ве­ще­нии. Изображение в работе всего богатства изменений цвета, обусловленного воздействием солнечного света и окружающей атмосферы.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - image.png
«Клод Моне, рисующий на опушке леса» около 1885 г., Джон Сингер Сарджент

На пленере мы учимся изображать окружающую действительность, передавая при этом световоздушную перспективу и естественную освещённость. Выполнение этих сложных задач связано с глубоким изучением натуры в естественной природной среде. Здесь необходимы навыки по всем творческим дисциплинам (рисунку, живописи, композиции).

Работая с натуры, необходимо, помнить, что задача художника заключается не в фотографическом изображении природы, а в создании эмоционального образа. Следует смотреть на природу просто, внимательно, пытаясь понять общее впечатление, и от него идти к деталям. Природа прекрасна, и когда наблюдаешь её, нужно не выдумывать, а смотреть и смотреть как можно больше. В угоду композиции, конечно, вы можете убрать какой-нибудь объект из пейзажа или наоборот добавить или немного переместить объект с места. Освещение в естественной среде быстро меняется, поэтому наброски и этюды следует делать быстро, не зацикливаясь на мелких деталях, а стараться передать образ в целом.

Задание 1. Выполнить пейзаж с архитектурными мотивами в графике (РИСУНОК) Формат А3, А4.

Задача: Грамотная компоновка в листе. Грамотная передача линейной и воздушной перспективы на конкретном примере. Грамотная передача тональных отношений. Передача пленэрного освещения. Передача глубины пространства.

Сюжет: рисунок дома с частью улицы, уходящей в глубину; этюд части дома с окном или крылечком и части улицы.

Материал: Карандаш, уголь, фломастер, гелевая или шариковая ручка, тушь.

Методические рекомендации по выполнению архитектурного пейзажа

Данные рекомендации демонстрируют этапы работы над пейзажем в графике, это материал для изучения. СРИСОВЫВАТЬ ЭТОТ ПЕЙЗАЖ НЕ НУЖНО!!! Вы рисуете с натуры свой пейзаж!

1 этап. Компоновка и построение. Определяемся с форматом листа. Определяем и слегка намечаем линию горизонта. Очень важно правильно определить положение линии горизонта в листе, поскольку она влияет на перспективу пейзажа. Определяем точки схода, куда будут сходиться линии построения объектов.

Далее обозначаем самые крупные объекты рисунка общими лёгкими контурами. Важно определить наиболее значимые, основные объекты нашего рисунка. Для того, чтобы нарисовать здание, следует наметить сначала общую ширину и высоту, а затем с помощью вертикальных линий наметить основные элементы постройки. Горизонтальные линии будут перспективно искажаться и сходиться в точках схода на линии горизонта.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - image-1.png

2 этап. Уточнение форм и деталей рисунка. Уточняем детали рисунка. Дорисовываем окна и мелкие детали — небольшие деревья рядом с дорогой, забор. Можно показать самые яркие тени, слегка нанести штрих в самых тёмных участках.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - image-2.png

3 этап. Работа над объёмом. Детализация. Работаем над светотенью. Чтобы придать нашему рисунку объем — необходимо правильно проложить светотень. Для начала, поработаем над собственными тенями, затем можно сделать падающие тени. Затемним необходимые участки — в местах оконных проемов, под деревьями, и с теневой стороны зданий, там, где меньше всего попадает свет на объекты. Далее можно прорисовать более мелкие детали, показать фактуру объектов. Дальний план мы оставляем более светлым по тону и не детализируем его, а передний план делаем более контрастным и делализированным в соответствии с законами воздушной и линейной перспективы.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - image-3.png

Образцы выполненных работ в различных техниках

Задание 2. Выполнить этюд пейзажа с архитектурными мотивами (ЖИВОПИСЬ) Формат А3, А4.

Задача: Выявление характерных цветовых и тоновых контрастов натуры и колористическая связь их с окружением. Передача воздушной перспективы, пленэрного освещения, решения тонально-цветовых отношений, градации теплохолодности, рефлексов. Совершенствование навыков работы в технике акварели, дальнейшее обогащение живописной палитры.

Сюжет: этюд дома с деревьями и частью забора, этюд несложных архитектурных сооружений уходящих в перспективу.

Материал: бумага, акварель.

Методические рекомендации по выполнению этюда архитектурного пейзажа

Данные рекомендации демонстрируют этапы работы над пейзажем в живописи, это материал для изучения. СРИСОВЫВАТЬ ЭТОТ ПЕЙЗАЖ НЕ НУЖНО!!! Вы рисуете с натуры свой пейзаж!

В большинстве случаев при написании городского этюда акварелью руководствуются двумя основными правилами:

От светлого к темному. То есть изначально прописываем самые светлые участки объектов.

От общего к частному. Сначала делаем крупные заливки больших участков, затем, после их высыхания, переходим к деталям.

1 этап. Линейный рисунок. Определить формат листа. Определиться с линией горизонта. Наметить самые крупные объекты. Далее наметить более мелкие детали.

2 этап. Начало работы в цвете. Первым слоем делаем цветовые заливки и создаём цветотоновую гамму. Разбираем освещённость. Определяем и наносим тени. Работу ведём от светлого к тёмному. Ждём просыхания каждого нанесённого слоя, чтобы избежать затёртости.

3 этап. Работа в цвете. Детализация. Более насыщенно прописываем передний план. Усиливаем тени. прописываем детали. Дальний план мы оставляем более светлым по тону и не детализируем его, а передний план делаем более контрастным и делализированным в соответствии с законами воздушной и линейной перспективы.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - image-4.png
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - image-5.png

Образцы выполненных работ

Уважаемые учащиеся и родители, в период со 2 апреля по 22 мая школа искусств № 10 переходит на дистанционное обучение.  Предполагается выполнение учебных работ учащимися дистанционно в домашних условиях с методическим сопровождением данных работ учителем также дистанционно (связь через сеть Интернет, электронную почту, социальные сети, мессенджеры и т. п.).  Для непрерывной и продуктивной дистанционной работы преподавателями отделения изобразительного искусства были подготовлены методические рекомендации для учащихся по выполнению учебных работ.

Методические рекомендации для учащихся 4 класса

по выполнению живописных и графических работ

(выполнение академических работ ведётся учащимися самостоятельно, но с обязательной проверкой, корректировкой и рекомендациями учителя к каждому этапу работы).

Задание по предмету «Беседы об изо искусстве»

Задание по предмету «РИСУНОК»

Учебные постановки для выполнения графических работ

постановка в интерьере
натюрморт повышенной сложности
контрольный натюрморт

Для аттестации за второе полугодие учащимися должны быть выполнены и представлены к экзаменационному просмотру следующие работы:

1. Конструктивный рисунок с введением лёгкого тона на тему: «Интерьер», «Часть интерьера» или «Постановка в интерьере». Формат А2. графитовый карандаш/бумага;

2. Тональный рисунок натюрморта повышенной сложности. Формат А2. графитовый карандаш/бумага;

3. Тональный рисунок натюрморта. Контрольный натюрморт. Формат А2. графитовый карандаш/бумага

Этапы выполнения тонального рисунка натюрморта

Задание: выполнить тональный рисунок натюрморта, соблюдая последовательность этапов работы над натюрмортом и правила пространственного построения, пропорциональные отношения величин и тонов. С помощью характера штриха выявить фактуры предметов (металл, дерево, керамика, ткань и т.д.).

1 этап

Анализ учебной постановки, определение общего тонального строя, тонального отношения между предметами и частями фона.

2 этап

Выполнение эскиза на формате А5 или в уголке рабочего формата. Эскиз следует выполнять обобщенно, без прорисовки деталей. Задача учащегося на данном этапе – найти оптимальное композиционное размещение всей группы предметов на плоскости листа, определить  положение  формата  (горизонтальное  или  вертикальное),  уравновесить большие тональные пятна в композиции натюрморта.

3 этап (после выполнения учащимися данного этапа обязательна консультация с учителем)

Компоновка (расположение) на формате А2. Руководствуясь эскизом, легкими линиями нужно найти расположение всей композиции, затем переходить к поиску места для каждого предмета, одновременно устанавливая основные пропорции величин между предметами (рисунок 1)

Рисунок 1

4 этап (после выполнения учащимися данного этапа обязательна консультация с учителем)

Конструктивное построение натюрморта ведется параллельно с постоянным измерением пропорциональных отношений величин предметов, уточнением формы и местонахождением их в пространстве и расстояний между ними. Для того чтобы правильно определить положение каждого предмета на горизонтальной плоскости стола, следует выполнить «сквозную» прорисовку оснований и всех объемов предметов. При этом на начальном этапе построения эллипсы в фигурах вращения намечаются только короткими засечками, а фигуры изображаются силуэтно, что позволит учащимся более точно найти пропорциональные отношения (Рисунок 2)

Рисунок 2

Завершающим этапом конструктивного построения является прорисовка эллипсов с учетом перспективного сокращения поверхностей в зависимости от точки зрения учащегося (Рисунок 3)

Рисунок 3

5 этап

Установление больших тональных отношений. На этом этапе закладываются тональные отношения предметов и частей фона, причем тон штриховки определяется тоном освещенных участков предметов, начиная с самых темных. Установление больших тональных отношений не выделяется в отдельный этап работы, а выполняется одновременно со светотеневой моделировкой формы (Рисунок 4)

Рисунок 4

6 этап (после выполнения учащимися данного этапа обязательна консультация с учителем)

Выявление большой формы при помощи светотени. Этот этап начинается с построения собственных и падающих теней, которые затем заштриховывают легким тоном в один слой, начиная с самых темных. Важно на этом этапе уделить внимание всем крупным теням, вести всю работу одновременно, следить за сохранением целостности рисунка. (Рисунок 5). Не приступать к деталям, не уделив должного внимания отношениям локальных тонов предметов и светотеневой моделировке формы, выявлению объема предметов.  Пренебрегая  поэтапным ведением работы, есть вероятность нарушить пропорциональные отношения тонов в натюрморте, и тогда придётся  высветлять или утемнять участки рисунка вместе с нарисованными деталями, отчего проделанная работа окажется напрасной.

Рисунок 5

7 этап (после выполнения учащимися данного этапа обязательна консультация с учителем)

Усиление падающих теней и теневых переломов в собственных тенях, прокладка полутонов. Работая в тенях, важно обращать внимание не только на отношения тонов и сравнивать их, но и помнить про плановость, с помощью тонального контраста показывать пространства в натюрморте. Утемняя теневые переломы и падающие тени на переднем плане, можно добиваться максимального контраста, в отличие от дальнего плана, где разница тона должна быть минимальной. После проработки собственных и падающих теней можно приступить к полутонам, в процессе работы сравнивая их с тенями и рефлексами в тенях. На этом этапе работы важно осознавать, что полутона светлее рефлексов, так как полутона находятся на освещенной части предмета, а рефлексы – в тени. Несоблюдение этого соотношения тонов может исказить, «сломать» форму предмета, сделать его не выпуклым и объемным, а плоским или вогнутым. На  этапе проработки  полутонов  можно начать выявлять фактуру предмета (Рисунок 6).

Рисунок 6

8 этап (после выполнения учащимися данного этапа обязательна консультация с учителем)

Детальная проработка формы и обобщение. На этом этапе можно уделить внимание деталям, учитывая фактуру предметов и частей фона, их материальность. Затем обобщить второстепенные детали и предметы, находящиеся на дальнем плане, еще раз проверить пропорциональные отношения тонов (Рисунок 7).

Рисунок 7

Задание по предмету «ЖИВОПИСЬ»

Учебные постановки для выполнения живописных работ

Портрет. Полуфигура

Для аттестации за второе полугодие учащимися должны быть выполнены и представлены к экзаменационному просмотру следующие работы:

1. Выполнение живописной работы. Портрет (полуфигура). Формат А2. акварель/бумага;

2. Выполнение живописной работы. Натюрморт повышенной сложности. Формат А2. акварель/бумага;

3. Выполнение живописной работы. Контрольный натюрморт. Формат А2. акварель/бумага.

Этапы выполнения живописной работы. Натюрморт.

Задача длительной живописной работы  – глубокое и всестороннее изучение натуры, характера ее форм, движения, пропорций, линейно-конструктивного построения,  колористических особенностей, освещения и т. д. В отличие от быстрого кратковременного этюда в длительной работе идет поиск наиболее выразительных средств и приемов исполнения, отбор характерных качеств натуры.

1 этап

В основу первого этапа должен быть положен наиболее удачный предварительно выполненный эскиз. С натуры выполняются наброски карандашом. В этих набросках определяется общая композиционная схема натюрморта. Эскиз выполняется на небольшом отдельном листе или в уголке рабочего формата.

Вся композиционная работа сосредотачивается на вопросах размещения натюрморта в пределах картинной плоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы – её высоты и ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и цвету – рисующий определяет формат и размер плоскости, положение композиционного центра, анализирует тональное и цветовое решение. Композиционный центр в большинстве случаев не совпадает с геометрическим центром. Размещение композиционного центра в некотором отдалении от геометрического даёт изображению ход в глубину пространства. Уравновешенность картинной плоскости натюрморта связана с определением смыслового композиционного центра, размещением второстепенных частей, с поиском цветовых и тональных контрастов.

2 этап (после выполнения учащимися данного этапа обязательна консультация с учителем)

Второй этап работы начинается с линейно-конструктивного построения отдельных предметов, с одновременным уточнением пропорций и характера форм. Особое внимание должно быть уделено положению каждого предмета в пространстве с учетом перспективного сокращения поверхностей, образующих объем. С этой целью следует выполнить «сквозную» прорисовку оснований предметов, что позволит правильно определить положение на горизонтальной плоскости одного предмета относительно другого и тем самым распределить их по планам в глубину.

Удачное решение натюрмортной композиции во многом зависит от избранной зрительной позиции. От уровня зрения сильно зависит степень видимости горизонтальной плоскости. Более открытая горизонтальная плоскость увеличивает протяжённость пространства, позволяет яснее увидеть планировку предметов в пространстве, почувствовать ритм в сочетании элементов, составляющих натюрморт.

3 этап

Третий этап работы над натюрмортом связан с определением общего цветового тона, выявлением большой формы при помощи тонально-цветовых отношений как между предметами, так и фоном. Дальнейшая разработка композиции предполагает нахождение более точных тональных и цветовых отношений, усиление выразительности композиционного центра при сохранении цельности натюрморта.

Определение и уточнение  общего состояния тонально-цветовых отношений, предметов по светлоте, цветовому тону и насыщенности является важнейшим условием гармоничной настройки тонально-цветовой гаммы в работе. Выразительность изображения неразрывно связана с проявлением закона контрастов.

Изображая натюрморт, всегда нужно помнить о композиционном центре, о том, что нельзя допускать равнозначных по напряжению тоновых или цветовых пятен, так как это ведёт к дробности и потере композиционной цельности картины.

лучший способ работы – это последовательная и внимательная проработка натюрморта от слабо насыщенных цветов к постепенному насыщению изображения сочными цветовыми отношениями.

Живопись акварелью построена на том техническом приеме, что сначала на бумагу наносят светлые тона красок, оставляя блики не закрытыми, затем постепенно изображение наполняется более насыщенными цветами. Это важно для того, чтобы, добиваясь нужного цветового тона, продуманно делать первоначальные прокладки, с таким расчетом, чтобы последующие наслоения давали нужные цветовые сочетания.

Не надо наслаивать большое количество краски, а стараться выполнить работу в два-три слоя. Утеря прозрачности вместе с тем ведет к нарушению яркости и сочности тона. Белый цвет бумаги выполняет роль основы, которая просвечивает через поверхностный слой краски, придает ему особую прозрачность и звучность. Достоинство акварельной живописи состоит в прозрачности, свежести красочного слоя.

4 этап (после выполнения учащимися данного этапа обязательна консультация с учителем)

Четвертый этап  работы  над натюрмортом предусматривает моделировку объемной формы предметов с выявлением градаций светотени и материальных качеств всех элементов натюрморта. Моделирование предметов, лепка их формы проводятся с учетом тонового и цветового состояния освещенности и вместе с тем зависит от степени контрастов теплых и холодных оттенков, взаимных рефлексов.

Прорабатывая отдельные предметы или детали, не следует доводить их до полной завершенности сразу, надо все время вести их сравнение как между собой, так и с натурой, следя за тонально-цветовыми отношениями. В ходе детальной проработки этюда натюрморта может оказаться, что отдельные части будут как бы переделаны, благодаря чему этюд воспринимается дробно. Пестрота в этюде может быть и за счет нарушения тонально-цветовых отношений между предметами первого и последующих планов.

5 этап (после выполнения учащимися данного этапа обязательна консультация с учителем)

завершающий пятый этап работы должен быть направлен на установление целостности изображения, которое достигается, с одной стороны, обобщением как второстепенных деталей, так и предметов, находящихся на заднем плане,  с другой – конкретизацией предметов первого плана. Если отдельные красочные пятна выпадают из цветового строя, «вырываются» вперед или «проваливаются» в глубину, то их слегка перекрывают недостающим по силе цветом.

Усиление или ослабление общего цветового тона в акварельной живописи требует особой осторожности в прокладке завершающих красочных слоев.

Наиболее важным приемом обобщения этюда является уменьшение чрезмерной резкости границ цветовых пятен изображения. Для этого необходимо иметь чистую кисть и воду. При ослаблении общего тона акварельного этюда кисть периодически смачивают водой и пользуются ею так, чтобы в местах резких границ и чрезмерно жестких контуров нажим был более значительным, чем на других участках живописной поверхности.

На завершающем этапе этюда приемы усиления и ослабления общего тона в акварельной живописи могут успешно использоваться только тогда, когда одновременно учитывается главный центр композиции.

Качество учебной работы в том, насколько удалось в натюрморте передать освещение, объемную форму предметов, материальность, общее тоновое и цветовое решение натуры.

Этапы выполнения живописной работы. Полуфигура человека.

1 этап (после выполнения учащимися данного этапа обязательна консультация с учителем)

Композиционное размещение рисунка фигуры человека в выбранном формате. Внимательно изучить натуру, проанализировать характерные особенности конструкции и пластики фигуры человека, костюма, общий колорит постановки. Построение фигуры необходимо исполнять лёгким касанием карандаша. Наметить общее движение фигуры (положение в пространстве), уточнить пропорции, обобщённый размер рисунка фигуры, для чего следует определить отношение её общей максимальной высоты к общей ширине. Этого масштаба придерживаться в течение всей работы. Выполнить построение головы и фигуры.

2 этап (после выполнения учащимися данного этапа обязательна консультация с учителем)

Моделирование формы средствами живописи. Вначале выполняется подмалёвок, анализируется  и выполняется тоновое решение композиции. В подмалевке определяют тональные и цветовые решения, материальные и пространственные качества модели, её характерные особенности. Моделируют форму средствами живописи (мазок – по форме). Начинать работу следует от самого светлого пятна через постепенные плавные переходы оттенков к самому тёмному месту. Работа ведётся с помощью метода сравнительных отношений (взаимосвязь с окружающими предметами и фоном).

3 этап

Прописывание деталей. Работая над деталями, не следует заканчивать их по отдельности – нельзя в работе иметь и законченные и только намеченные части. При таком порядке работы невозможно сравнивать изображаемые формы друг с другом, уравновешивать тоновые, цветовые и световые отношения. На завершающем этапе следует обратить внимание на материальные и фактурные характеристики лица, волос, одежды (например, передать гладкость кожи, волнистые пряди волос, блеск шелка и пр.) Лицо и руки прорабатывают более тщательно, чем аксессуары и фон; важно избегать дробности, излишней перегруженности.

4 этап (после выполнения учащимися данного этапа обязательна консультация с учителем)

Обобщение. Обратить внимание на выразительность соприкосновения силуэта фигуры с фоном. Для этого необходимо где-то ослабить, а где-то усилить (сделать более чёткими) линии контура. Только постоянное сравнение и уточнение изображаемых деталей фигуры с натурой даёт возможность определить и точно передать в этюде всю сумму характерных особенностей фигуры, её целостного изображения. Для этого необходимо постоянно отходить от мольберта с работой на расстояние, приблизительно, 2 метра. Дополнительно: Ежедневные наброски фигуры помогут приобрести бесценный опыт и достичь определённого мастерства в изображении живой натуры.

Задание по предмету «СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ»

Выполнение сюжетной многофигурной живописной или графической композиции.

Композиция выполняется на формате А2

Допустимые материалы для исполнения: гуашь, акварель, графические материалы.

Этапы выполнения станковой композиции

1. Замысел. Сбор подготовительного изобразительного материала, наблюдение,

фантазия, литературный, музыкальный материал и т.п.

Первый этап творческого процесса — период первоначального накопления — может начаться еще до выбора темы. В таком случае накопление материала бывает менее целенаправленным, но небесполезным, ибо в этот период память художника обогащается жизненными впечатлениями от бесед с людьми, прочитанных книг и т. п. Все это воспринимается им сознательно или стихийно как материал эстетически значимый, который, возможно, когда-то пригодится в творчестве.

Период первоначального накопления должен сопровождаться композиционными упражнениями. Даже когда нет еще четко обозначенной темы, они помогут глубже познать многообразие окружающего мира, смысловые связи между предметами и средой. Всестороннее изучение жизни позволяет художнику создавать оригинальные, правдивые композиции, а также способствует накоплению жизненно важного материала. Рекомендуется выполнять наброски людей и животных, рисовать по памяти и воображению с ориентацией на закономерности композиции, делать зарисовки характерного или типического, компоновать на свободные темы, тренироваться в составлении натюрмортов, в постановке живой модели в интерьере и т. д.

Чем интенсивнее протекает период первоначального накопления, тем успешнее переход от приблизительной наметки содержания к более четкому абрису замысла.

В первоначальном замысле многие элементы композиции бывают намечены только приблизительно, но уже определившаяся сюжетная или идейная направленность композиции в целом будет тем компасом, который укажет верный путь доработки этих элементов, метод обрастания задуманного произведения необходимыми дополнительными деталями. Нередко художник, чувствуя ценность пластического мотива, сразу приступает к его непосредственному осуществлению.

2. Выполнение линейных  форэскизов. (после выполнения учащимися данного этапа обязательна консультация с учителем)

Разработка композиции произведения включает решение технических и чисто творческих задач на основе профессиональных умений и знаний теории искусства, в частности законов композиции.

При создании самых первых, довольно схематичных эскизов не следует забывать о действии композиционных законов целостности и контрастов. Именно учет этих законов имеет принципиально важное значение, ибо, разрабатывая первые эскизы, художник ведет поиски такой композиции, которая позволит уже в своем черновом, схематичном наброске увидеть целостность, жизненность и выразительность, т. е. те основные качества, которые являются определяющими для подлинного произведения искусства.

Действие закона целостности требует выявления конструктивной идеи, заложенной в мотиве самой природой, схемы его гармонии, объединяющей в единое целое все детали будущего полотна. Каждый мастер прокладывает свои пути к нахождению конструктивной идеи композиции, использует свои методы достижения наилучшего результата. Одни сперва стихийно рисуют все, что подсказывает воображение на данную тему, и лишь позже в собранном материале отыскивают путеводную конструктивную идею. Другие компонуют непосредственно под впечатлением наблюдения натуры. В любом случае в основе композиции должна лежать конструктивная идея — каркас развития сюжета. Конструктивная идея целостности композиции служит базой для действия закона контрастов, как сочетания противоположного в зрительном восприятии произведения. Как известно, человек воспринимает предметы прежде всего по контрасту их силуэтов и окружающей среды. Форму мы видим благодаря контрасту света и тени. И живопись в ее современном понимании также строится на борьбе противоположностей — теплых и холодных цветов. Сила цвета также увеличивается от соседства с дополнительным цветом — красного с зеленым, синего с оранжевым, белого с черным и т. п. Издавна художники пользовались контрастом светлого на темном фоне.

Таким образом, в метод работы над композицией должен быть включен еще один важнейший момент, контролируемый идейным замыслом и образным началом. Закладка основ образности в конструктивной идее и главном контрасте указывает на взаимодействие законов целостности, контрастов с законом жизненности. Этот закон предполагает раскрытие сторон изображаемого явления, в которых общее отражается через индивидуальное, особенное, присущее именно данному характеру.

Основными законами композиции следует назвать такие: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

Закон жизненности должен особо учитываться в период разработки композиции, когда художник путем обобщения данных непосредственных чувственных восприятий действительности стремится показать типическое через индивидуально-характерное.

Основными правилами композиции являются ритм, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия или асимметрия, расположение главного на втором пространственном плане.

3. Выполнение вариантов цвето-тонального решения.

Когда определён сюжет и выполнен линейный эскиз композиции, можно приступить к разработке цвето-тонального решения, для этого можно разработать несколько вариантов цветового или тонального решения, без проработки деталей, изображая только большие массы.

4. Сбор недостающего натурного материала.

Поиск информации для уточнения деталей и нюансов своей композиции. Например, в композиции на тематику Великой Отечественной войны, для передачи исторической точности и убедительности, необходимо изобразить военную форму на персонажах композиции. С этой целью ведётся поиск соответствующих изображений, фотографий, письменных описаний, видеоматериалов и т. п.

5. Выполнение работы на формате в материале (предполагает несколько этапов работы в тоне или в цвете, после выполнения учащимися каждого из них, обязательна консультация с учителем)

Подготовленный эскиз в соответствии с задумкой и пропорциями переносится на рабочий формат, далее выполняется подмалёвок (при выполнении графической работы — раскладка тональных пятен). Далее следует прокладка основных цветовых и тоновых пятен, затем, после того как вы убедились в том, что цветовая гамма получилась целостной и соответствует выбранному вами цвето-тональному эскизу, можно приступить к лепке объёма изображаемых объектов и персонажей, с учётом воздушной перспективы и плановости композиции. Далее можно приступить к деталям,  обобщению дальнего плана и акцентам на переднем плане.

Задание по предмету «СКУЛЬПТУРА»

Выполнение рельефа из пластилина на тему «Виды города Брянска»

Размер плинта: не больше 20х30 и не меньше 10х15

1 этап (после выполнения учащимися данного этапа обязательна консультация с учителем)

Создание эскиза. В соответствии с тематикой, учащиеся работают над поиском сюжета для композиции рельефа. Работая над композицией «Виды города Брянска» необходимо подобрать наиболее узнаваемые места города или его достопримечательности, в пейзаже обязательно должна быть архитектура. Размеры будущего плинта и эскиза должны быть одинаковы. Не рекомендуется перегружать композицию пейзажа слишком мелкими деталями, допускается обобщение.

На первом этапе выполняется карандашный рисунок. Особое внимание должно уделяться композиции и конструктивному построению, с соблюдением линейной перспективы.

2 этап

Подготовка к выполнению работы в материале. Выполнение плинта и перенос на него эскиза.  Продумывание плановости пейзажа. Толщина плинта должна быть в диапазоне от 0,5 до 1 сантиметра. Плинт необходимо выкладывать небольшими частями, постепенно создавая единое полотно, для основы под плинт можно взять плотный картон или пластиковую доску для лепки.  После набора массы плинта, его необходимо тщательно выровнять ровным широким инструментом (например, деревянной или металлической линейкой, шпателем).

Предварительно созданный рисунок в масштабе плинта 1:1 прикладывается на выровненную поверхность. Далее стилусом, им может являться старая шариковая ручка, по контору рисунка, делаются сквозные отверстия. Отверстия нужно наносит как можно чаще для более точной передачи контура. Техника ещё известная со средневековья, примерно так наносился рисунок, как для фрески так и для рельефа. Только там, вместо продавливания использовалось припорашивание углем через проколотые отверстия. Далее снимаем рисунок и для большей точности, соединяем точки проколов сплошной линией. Так на плинте получаем линейную схему будущего пейзажа. Слишком мелкие детали, например, окна зданий на дальнем плане, можно не переносить с помощью проколов, их легче изобразить вручную уже на самом плинте.

Далее начинаем мысленно прорабатывать планы будущего рельефа. Необходимо до начала работы в материале продумать и чётко определить передний, дальний и средний планы композиции пейзажа.

3 этап (после выполнения учащимися данного этапа обязательна консультация с учителем)

Работа в материале. Приступаем к лепке пейзажа. Для этих целей лучше подойдёт скульптурный пластилин телесного цвета, он более мягок для детских рук. Наносим пластилин на передний план, большим крупным массивом. Для большей передачи глубины и перспективы лепим с наиболее близкого к вам угла  здания, постепенно уходя в перспективу пейзажа. Главным орудием скульптора являются руки, но в работе широко используются металлические и деревянные стеки. Основным условием является то, чтобы стеки были гладкие и тупые, чтобы избежать травматизма. Пластилин наносим размятыми комками, придавая необходимый объём переднего плана. Комки постепенно разминаются, выравниваются и принимают необходимую форму. Выравниваем поверхности стеками в виде резчицкого или сапожного ножа. Переходим к среднему плану. Лепку начинаем с наиболее крупных предметов. Тщательно выполняем переход между сооружениями и линиями плоскости земли. Главное выдержать правила перспективы и избежать «зависания» предметов над плоскостью. Планы в рельефе передают глубину работы и линейную перспективу. Поэтому небо не может быть выпуклей, к примеру, здания, а здание в свою очередь не может быть выпуклее, чем земля, на которой оно стоит. Для точной постановки объектов в пространстве следует не забывать и о виде сверху, этот вид необходимо проработать отдельно, что позволит избежать элементарных ошибок в лепке. Посмотрите на рельеф сбоку и сверху, чтобы проверить плановость и размещение объектов в пространстве плинта.

4этап (после выполнения учащимися данного этапа обязательна консультация с учителем)

Переходя к заключительной стадии лепки необходимо не только объединить планы натюрморта, убрать лишнее, но и наоборот добавить необходимые детали. В заключение стоит произвести окончательную отделку навести лоск, загладить шероховатости и уточнить мелкие детали. Для этого нужно использовать  мелкие стеки  и свои пальцы для полировки. В завершении работы проводится анализ выполненного натюрморта.

Примеры выполненных работ на подобную тему

Видеоролики, показывающие процесс выполнения рельефной скульптуры.

Обратить внимание при просмотре видео на плановость работы, этапность и выявление объёма различных геометрических форм, которые могут встретиться вам при выполнении собственной работы. Принципы работы над рельефом, показанные в видеороликах, такие же как и при выполнении вами рельефа на тему «Виды города Брянска».

ССЫЛКИ НА ВИДЕОРОЛИКИ НИЖЕ:

https://www.youtube.com/watch?v=ETY840NTWFk

https://www.youtube.com/watch?v=NANAvS4CfFc

при написании методических рекомендаций использовались следующие источники:

Куштынова Е. А. Поэтапное выполнение учащимися тонального рисунка натюрморта// Концепт. –2015. –Спецвыпуск No20.–ART75324. –0,3п.л.–URL: http://e-koncept.ru/2015/75324.htm. –Гос. рег. ЭлNoФС 77-49965.–ISSN 2304-120X.

Методическое пособие для подготовки к олимпиаде по изобразительному искусству в 5-11 классах. Последовательность работы над натюрмортом акварелью в технике лессировки. Бурова Зиля Рифовна

А.И. Бурчик Основы акварельной живописи. Учебное пособие по курсу «Живопись» для студентов специальности 1-03.01.01 – Изобразительное искусство

https://yandex.ru/collections/user/marikadyrovamarina/

Методика работы над изображением фигуры человека

(для обучающихся дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и преподавателей ДХШ) Хажилова Наталья Викторовна