Задания по теоретическим дисциплинам. Преподаватель Кириченко С. А.
СОЛЬФЕДЖИО И МУЗ.ЛИТЕРАТУРА
Кириченко Светлана Алексеевна 89308207207 и «Вконтакте» https://vk.com/id139761025
1 КЛАСС ФГТ
Задание для Яковлева Германа и Рыжиченко Карины.
СОЛЬФЕДЖИО: Задание по рабочей тетради Т. Калининой 4 класс стр. 11 № 1е), №2б); стр. 13 №18. Петь построенные интервалы, номера. №362,363
Затакт- неполный такт, начинается со слабой доли. Полутон- наименьшее расстояние между клавишами ми-фа, си-до. Рабочая тетрадь стр. 28 №12,13; стр. 16 №24, стр. 17 № 25а),б). Калмыков и Фридкин № 183, 184-стучать ритм, называя ноты.
МУЗ.ЛИТЕРАТУРА: Понятие жанра в музыке. Жанр –род музыки. Простые жанры: песня, романс, ария; танец, марш. Сложные (многочастные): концерт, соната, симфония, опера, балет, оратория, кантата. Что они означают? Выписать в тетрадь.
Задание для Азарова Ивана.
СОЛЬФЕДЖИО: Задание По рабочей тетради Т. Калининой стр. №19-24. Построить интервалы.
МУЗ.ЛИТЕРАТУРА: Понятие жанра в музыке. Жанр –род музыки. Простые жанры: песня, романс, ария; танец, марш. Сложные (многочастные): концерт, соната, симфония, опера, балет, оратория, кантата. Что они означают? Выписать в тетрадь.
2 КЛАСС ФГТ
Задание для Поляткова Матвея и Яковлевой Вероники.
СОЛЬФЕДЖИО: Рабочая тетрадь 2 класс: стр. 12 №9, №13, стр. 18 №12-15, №145,146 называть ноты и стучать ритм, определить тональность.
Параллельные тональности- тональности мажора и минора, тоники которых находятся на расстоянии м.3. Тоника мажора выше тоники минора на м.3. и наоборот.(например, До мажор-ля минор). В параллельных тональностях ключевые знаки одинаковые. Рабочая тетрадь Т. Калининой стр. 11№1-3; стр. 13 №14, №15 Калмыков и Фридкин №131, 132 стучать ритм с названием нот.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ: Любое музыкальное произведение делится на части:
мотив(1 такт)+мотив = фраза;
Фраза(2 такта)+фраза=предложение;
Предложение (4 такта)+предложение= период (8 тактов) одночастная форма.
Песня «Золушки» (слова: хоть поверьте, хоть проверьте) послушать. На уроке расскажу, как строится эта песенка, где в ней мотивы, фразы, предложения и наконец — период.
Средства музыкальной выразительности.
Мелодия, её выразительные свойства, фразировка. Разные типы мелодического движения. Кантилена, скерцо, речитатив. Мелодия — одноголосный напев или песня, самое главное средство выразительности.
Виды мелодии:
1) вокальная, кантилена – певучая, широкого дыхания
2) инструментальная – движение звуков по аккордам
3) речитатив – полупение, полуразговор (повторение на одном звуке.)
Типы мелодии: восходящая, нисходящая, по аккорду, опевание, волнообразная, скачок вверх или вниз.
Фраза –деление мелодии на два мотива (2 такта) для того, чтобы взять дыхание. Скерцо-шутка. Мелодия исполняется в быстром темпе, относится к инструментальной.
Переписать в тетрадь. Послушать: Н. Рубинштейн «Мелодия» М. Мусоргский «В углу», Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля». Определить вид мелодии и записать.
2 КЛАСС ХОР
Переписать в тетрадь. Послушать: Н. Рубинштейн «Мелодия» М. Мусоргский «В углу», Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля». Определить вид мелодии и записать.
Средства музыкальной выразительности. Мелодия, её выразительные свойства, фразировка. Разные типы мелодического движения. Кантилена, скерцо, речитатив. Мелодия — одноголосный напев или песня, самое главное средство выразительности.
Виды мелодии:
1) вокальная, кантилена – певучая, широкого дыхания
2) инструментальная – движение звуков по аккордам
3) речитатив – полупение, полуразговор (повторение на одном звуке.)
Типы мелодии: восходящая, нисходящая, по аккорду, опевание, волнообразная, скачок вверх или вниз.
Фраза –деление мелодии на два мотива(2 такта) для того, чтобы взять дыхание. Скерцо-шутка. Мелодия исполняется в быстром темпе, относится к инструментальной.
3 КЛАСС
БЕСЕДЫ О МУЗЫКЕ: Знакомство с музыкальной формой
Запись в тетрадь. Послушать из «Детского альбома» « В церкви» — рассказать о характере.
Различные сочетания музыкальных звуков составляют музыкальную речь. При помощи музыкальной речи композиторы «разговаривают» с нами, слушателями, поверяя нам свои замыслы и вызывая у нас различные чувства и переживания. Подобно человеческой речи, музыкальная тоже имеет свои знаки препинания, своеобразные музыкальные слоги, слова и предложения, при помощи которых выстраивается музыкальное произведение. В любом музыкальном произведении есть свой план, своя форма. Музыкальная форма — это порядок расположения частей и разделов в музыкальном произведении. Она бывает двухчастной, трёхчастной, в форме периода, рондо, вариации и др.
СОЛЬФЕДЖИО: Рабочая тетрадь. Стр. 12 №2, №3, №7; стр. 16.№2 от «ре», №278,279-стучать ритм с названием нот, потом дирижировать
3 КЛАСС НАРОДНОЕ ПЕНИЕ
Главные трезвучия лада (строятся в тональностях):
Т53-тоническое строится на I ступени (король)
S53- субдоминанта на IV ступени (королева)
D53- доминанта наVступени (принцесса)
Построить в До, Соль, Ре мажорах главные трезвучия лада.
Стр. 6 правила, стр. 7 №1 До мажор (смотреть); стр. 15 №1 построить интервалы: м2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5.
4 КЛАСС
СОЛЬФЕДЖИО: Спеть и построить гаммы Си-бемоль мажор гармонический с пониженной шестой ступенью и соль минор гармонический с седьмой повышенной ступенью. В них построить и петь ув. 2 с разрешением в ч.4.
Рабочая тетрадь стр. 11 №2 б, стр. 17 №2 тритоны в ми-бемоль мажоре и до миноре построить и петь. Номера №362,363.
МУЗ.ЛИТЕРАТУРА: Знакомство с музыкальными инструментами. Инструменты симфонического оркестра. Найти фильм о составе симфонического оркестра. Послушать Б.Бриттен «Вариации и фуга на тему Перселла» («Путеводитель по оркестру»).
4 КЛАСС ХОР
МУЗ.ЛИТЕРАТУРА: Знакомство с музыкальными инструментами. Инструменты симфонического оркестра. Найти фильм о составе симфонического оркестра. Послушать Б.Бриттен «Вариации и фуга на тему Перселла» («Путеводитель по оркестру»).
4 КЛАСС НАРОДНОЕ ПЕНИЕ
Трезвучие субдоминанты S53 строится на IVступени в тональностях мажорных и минорных. Имеет 2 обращения: секстаккорд, квартсекстаккорд. Построить в нотной тетради трезвучия субдоминанты с обращениями в Соль, Ре мажорах и параллельных им минорах. №376,377 стучать ритм, дирижировать и петь.
Задание для Марковой Анастасии
Рабочая тетрадь 3 класс: стр. 8- построить гамму ре мажор; стр. 9 №4; стр. 15 №1 построить интервалы от звука «до» м2,б2, м3, б3. №376, 377 называть ноты и длительности.
5 КЛАСС НАРОДНОЕ ПЕНИЕ
Главные трезвучия с обращениями. Это мы проходили. Построить в тональностях Ми мажор, до диез минор главные трезвучия с обращениями в нотной тетради. №376,377 стучать ритм, дирижировать и петь.
5 КЛАСС ХОР
МУЗ.ЛИТЕРАТУРА: Сделать конспект. Повторить биографию Й. Гайдна. Симфоническое творчество Й. Гайдна.
Симфония –созвучие с греческого. Одной из главных исторических заслуг Гайдна является то, что именно в его творчестве приобрела окончательный вид симфония. Над этим жанром он работал в течение тридцати пяти лет, отбирая самое необходимое, совершенствуя найденное. Его творчество предстаёт как сама история формирования этого жанра.
Симфония — один из самых сложных жанров музыки, не связанных с другими искусствами. Любая симфония — целый мир. Мир художника, мир его времени. Она требует от нас вдумчивости, обобщения. Германия той эпохи была центром философской мысли, отразившей социальные сдвиги в Европе. Кроме того, в Германии и Австрии сложились богатые традиции инструментальной музыки. Здесь и появилась симфония. Она возникла в творчестве композиторов чехов и австрийцев и окончательно сложилась в творчестве Гайдна. Всего Гайдн сочинил 104 симфонии. Классическая симфония сформировалась как цикл из четырёх частей, которые воплощали в себе разные стороны человеческой жизни.
- Первая часть симфонии быстрая, активная, иногда предваряемая медленным вступлением. Она пишется в сонатной форме в быстром темпе.
- Вторая часть — медленная — обычно задумчивая, элегическая или пасторальная, то есть посвящённая мирным картинам природы, спокойному отдохновению или мечтам. Бывают вторые части и скорбные, сосредоточенные, глубокие.
- Третья часть — менуэт, а позднее и скерцо. Это игра, веселье, живые картинки народного быта.
- Четвертая часть — финал — итог всего цикла, вывод из всего, что было показано, продумано, прочувствовано в предыдущих частях. Часто финал отличается патетикой жизнеутверждения, торжественным, победным или праздничным характером.
В такой форме писались симфонии Гайдна. Исполнял симфонии симфонический оркестр, состав которого также утвердился в творчестве Гайдна. Хотя в то время в состав оркестра входили ещё немногие инструменты: скрипки, альты, виолончели и контрабасы — в струнно-смычковую группу; деревянную группу составляли флейты, гобои, фаготы (в некоторых симфониях Гайдн использовал и кларнет). Из медных инструментов были представлены валторны и трубы. Из ударных инструментов Гайдн использовал в своих симфониях только литавры. Исключение составляет соль мажорная «Лондонская симфония» («Военная»), в которую композитор ввёл ещё треугольник, тарелки, большой барабан.
6 КЛАСС
МУЗ. ЛИТЕРАТУРА: М. И. ГЛИНКА. СКАЧАТЬ ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
Послушать «Камаринскую», «Вальс-фантазию». Знать содержание.
6 КЛАСС ХОР
МУЗ. ЛИТЕРАТУРА: М. И. ГЛИНКА. СКАЧАТЬ ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
Послушать «Камаринскую», «Вальс-фантазию». Знать содержание.
7 КЛАСС
СОЛЬФЕДЖИО: Билет № 7
- Характерные интервалы.
- Спеть гамму Еs-dur в ней:
а) характерные интервалы
б) м2 с разрешениями в натуральном мажоре.
3. № 433
4. Чтение с листа.
5. Слуховой анализ.
МУЗ.ЛИТЕРАТУРА: знать биографию П.И. Чайковского, главные жанры, что раскрывает в музыке композитор, стиль, направление композитора: реалист, романтик, классик, импрессионист? Можно посмотреть фильм о композиторе. Найти тест в компьютере и закрепить знания. СКАЧАТЬ ТЕКСТ ЛЕКЦИИ О П. И. ЧАЙКОВСКОМ