Версия для слабовидящих
Детская школа искусств № 10
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Антипова Татьяна Леонидовна — Заслуженный работник культуры РФ. Послесловие конкурса «Творческий дебют» (статья)

Антипова Татьяна Леонидовна,
Заслуженный работник культуры РФ,
преподаватель класса аккордеона и синтезатора, ДШИ № 10, г. Брянск.

Послесловие конкурса «Творческий дебют», Химки, 2021

Слушаем и смотрим «Творческий дебют»

Уважаемые коллеги, представляем вам плейлист  /  смотреть конкурса «Творческий дебют» 2021 и его итоги  /  смотреть

Мы попросили Заслуженного работника культуры РФ Татьяну Леонидовну Антипову, преподавателя ДШИ № 10 города Брянска, рассказать о своей работе в классе синтезатора, потому что жюри считает выступление ее учеников определенным эталоном. Не скроем, мы давно общаемся, и эта просьба всегда витала в воздухе. Нам близок этот стиль работы и исполнения. Поэтому, когда после «Творческого дебюта» этого года Татьяна Леонидовна прислала это письмо, мы поняли, что сделали очень доброе и важное дело — обратили внимание коллег на то, как рождаются в классе синтезатора хорошие музыкальные результаты. Татьяна Леонидовна назвала свое послание «Послесловие»  /  смотреть. Спасибо ей большое!

Антипова Татьяна Леонидовна,
Заслуженный работник культуры РФ,
преподаватель класса аккордеона и синтезатора, ДШИ № 10, г. Брянск.

Послесловие конкурса «Творческий дебют», Химки, 2021

Сложное и интересное искусство музыка. Сложный и интересный инструмент синтезатор. С огромными возможностями и потенциалом.

В процессе работы в классе синтезатора можно выделить два емких направления: аранжировка и исполнительское мастерство. Одно без другого существовать не может. Даже замечательно выполненная аранжировка не будет интересно звучать, если исполнитель не сможет «оживить» ее.

С самых первых уроков для меня главное – пробудить у ребенка эмоциональный отклик на музыку. Добиться, чтобы ученик понимал и мог выразить то, о чем играет.

Дети знают, что каждая пьеса – это книжка-раскраска. И какие цвета мы для нее подберем, такой и услышит ее зритель. Иногда на уроках я задаю ребенку такой вопрос: «Если я попрошу нарисовать солнышко, нарисуешь?» «Нарисую»,- звучит ответ. «А цветочек нарисуешь?» — продолжаю я. «Конечно», — отвечают все без исключения. «А нарисуй то, не знаю что!»… И вот тут у всех возникает вопрос: «А что же рисовать-то?».

Так и в музыке. Мы точно должны представлять, что хотим получить: какой звук, темп, фразу, настроение и т.д. И только потом стараться воспроизводить задуманное. Руками нужно УПРАВЛЯТЬ!

Неважно, какой инструмент в руках, основы всегда одни и те же: пульс, дыхание, фразы, организация точных игровых движений. Именно на это всегда опираюсь в своей работе. С самых первых уроков заводим «часы», учимся брать дыхание. Четко определяем порядок действий перед началом исполнения: часы – дыхание – игра. Причем дыхание обязательно в характере и темпе той музыки, которую будем играть. Как сложно бывает ребенку на первых порах просто вовремя вступить, попасть в ритмическую долю аккомпанемента!

На это направлена и работа по организации игровых движений. Они должны «вмещаться» в темп и соответствовать настроению исполняемого произведения. Учимся выстраивать длинные фразы, по-разному исполнять короткие и длинные ноты, дыхание стараемся брать не на одну ноту, а на всю фразу, соединять ее со следующей. Помогает в этом крошечный стишок:

дослушать,
снять,
вздохнуть,
начать!

Эти четыре действия пролетают в одно мгновение, но ни одно из них нельзя пропустить, хотя иногда и приходится объединить в одно движение. Это правило помогает в оформлении стыковки любых мотивов, фраз, предложений, частей.Все мы знаем и видим, как трудно выполнить детям эти вроде бы простые задачи. Сначала движения их выглядят смешными и неуклюжими. Но со временем становятся понятными и естественными, что позволяет ребенку почувствовать себя настоящим артистом. «Исполнять» свою пьесу. «Выстреливает» это абсолютно у всех, у кого-то раньше, у кого-то чуть позже и, конечно, в разной степени. Но заниматься такой работой стоит с самых первых шагов.

Для большей наглядности привожу ссылки на видео двух фрагментов уроков. Обе девочки занимаются первый год. Первый месяц (сентябрь) без инструмента. То есть фактическое время обучения 2-2,5 месяца.

Макаренко Полина, 6 лет

Апостолова Настя, 9 лет

От членов жюри — ученица Татьяны Леонидовны, Антипова Виктория, 9 лет, дополнительный инструмент, ученица театрального отделения, «Творческий дебют» 2021

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ в оригинале